Детский стресс: причины, значение в разном возрасте

0
16

Симптомы появления стресса у детей

Человеческий организм реагирует на внешние раздражители с самого рождения. Стрессы бывают кратковременными и долговременными. В первом случае в целом организм получает пользу. Однако во втором, наоборот, практически неизбежен вред.

В зависимости от возраста, симптомы стресса у ребенка могут быть совершенно разными:

  • Проявление реакции организма у детей до двух лет. Грудные дети и малыши выражают пережитый стресс ухудшением сна, аппетита или полным отказом от еды, чрезмерной плаксивостью и раздражительностью.
  • Стресс у детей дошкольного возраста (от двух до пяти лет). Выражается в возвращении к предыдущему возрасту (регресс): сосание пустышки, недержание мочи, просьбы покормить из ложечки и прочие. Может возникнуть плаксивость при смене обстоятельств или появлении новых людей. Наблюдается снижение общей активности или, наоборот, проявление признаков гиперактивности (не стоит забывать, что гиперактиность — это самостоятельное расстройство психики). Отмечают беспричинное повышение температуры, рвоту. У очень впечатлительных может начаться заикание (временное или постоянное). Ребенок капризничает, у него повышается требовательность, появляются частые вспышки гнева на отказ в выполнении поручений взрослых, немотивированная агрессия, нервозность без видимых причин, частая смена настроения (в худшую сторону). Также наблюдается чрезмерное проявление детских страхов (боязнь темноты, одиночества, смерти), из-за которых малыш не может уснуть.
  • Стресс у школьника младшего возраста. В этом периоде развития может появиться быстрая утомляемость, начинают мучить ночные кошмары. Ребенок часто жалуется на тошноту, головные боли, боли в области сердца, что может сопровождаться повышением температуры, беспричинной роты. Родители отмечают частые случаи лжи, возрастной регресс (начинает вести себя, как младшие дети). Периодически возникает стремление искать приключения, или, напротив, школьник замыкается в себе, отказывается выходить на прогулки, избегает общения со сверстниками, не желает посещать школу. Отмечается агрессия по отношению к окружающим людям, а также низкая самооценка, стремление сделать все так, чтобы ребенка похвалили. Беспричинное ощущение страха, тревоги, ухудшение внимания, памяти, возможна избирательная амнезия (забываются события, вызвавшие стресс). У ребенка появляется постоянная сонливость или бессонница, аппетит может как ухудшаться, так и, наоборот, стать чрезмерно повышенным. Родители с ужасом отмечают дефекты речи, нервные тики, перепады настроения, а также длительное (несколько дней) вызывающее поведение.

Кроме вышеперечисленного, для детей всех возрастов на фоне стресса характерно приобретение новых привычек. Например, могут начать грызть ногти или предметы (карандаши, ручки, линейки), играть с собственными волосами (девочки), почесывания, ковыряние в носу и так далее.

При таком обилии симптомов распознать стресс у ребенка обычному человеку (родителям, учителям, например) чрезвычайно сложно. Зачастую признаки расцениваются как проявление каких-либо заболеваний, недостаток воспитания, особенности характера самого малыша.

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.

Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости. Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов.

Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма. Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их.

Стресс у детей

К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен. Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит).

Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими.

Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция. Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы.

Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти. Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы. Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей.

Дети, подверженные стрессу, имеют перепады настроения. Они могут веселиться и играть, а через минуту уже полезут в драку, потому что будут чем-то раздражены. Дети в стрессовом состоянии плохо засыпают, могут просыпаться среди ночи, у них отсутствует четкий график сна.

Характерны и физические ощущения, такие как головные или абдоминальные боли. Детям в стрессе сложно контролировать внимание, что сразу отражается на оценках в детском саду и школе. Ребенок получает замечания от учителя. Малыш может замкнуться в себе, избегая игр, прогулок с друзьями и общения с членами семьи.

Маленькие дети при стрессе становятся подвержены многим негативным привычкам. Они могут начать грызть кожу вокруг ногтей или сами ногти, сосать большой палец, ковыряться в носу, облизывать или закусывать губы и т. д.

Детский стресс: причины, значение в разном возрасте

Дети школьного возраста и старше в некоторых случаях начинают запугивать окружающих, много врут, пытаются доказать свою независимость и самостоятельность. Реакция на просьбы родителей и учителей может быть неадекватной, в том числе, агрессивной.

Причины возникновения стресса у ребенка

Причиной стресса у ребенка (как и у подростка) могут стать такие факторы:

  • смена места жительства (например, семья переезжает в другой город)
  • ссоры или расставания с близкими людьми (друзьями или родственниками)
  • изменения в распорядке дня, к которым крайне тяжело адаптироваться
  • давление со стороны сверстников (если ребенок является «белой вороной» или попал не в ту компанию)
  • подготовка и сдача экзаменов, собеседования в детский сад или другое образовательное учреждение
  • начало и конец учебного года
  • игры за компьютером много часов в день, особенно «стрелялки»

У детей в возрасте до 6 лет расставание с мамой, папой (или бабушкой или дедушкой) при посещении учебного/воспитательного заведения может вызывать стресс. Если у кого-то из родителей ребенка стрессовое состояние, это отражается на семье, в том числе на психологическом комфорте малыша.

Стресс может быть вызван и мировыми новостями, которые ребенок слышит по телевизору, радио, от взрослых и т. д. Это могут быть войны, стихийные бедствия. Ребенок начинает переживать о своей безопасности и положении дорогих ему людей, которых теоретически могут затронуть услышанные/увиденные события.

Это особый вид стрессов у детей, связанный с климатическими изменениями. На детской психике отражаются в значительной мере загрязнения воздуха, смена погоды (например, когда среди лета становится резко холодно, и идут дожди). Стресс могут вызвать смены температуры воздуха, а также колебания давления.

Качество воды также относится к фактору экологических стрессов. Загрязненная токсинами или другими веществами еда может оказать негативный вред как на физическое, так и на психологическое состояние малыша.

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую. В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло.

После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу. У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина.

Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара). Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни.

В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии. Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются.

Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни. В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые.

Многие тревоги у малыша легко снять лаской мамы

Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции. Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи.

Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным. У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма.

Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации.

В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета. Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров.

В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие.

Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка. Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически.

Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого. В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам.

Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями. Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

На вопрос о том, что может стать причиной психологических травм подростков и детей, нельзя ответить объективно и однозначно, поскольку интерпретация и значимость любого события для человека имеет сугубо индивидуальные критерии.

Однако можно утверждать, что неокрепшая психика маленькой личности значительно больше подвержена негативному действию окружающей среды. То, что зрелый человек будет считать незначительным и преодолимым препятствием, для ребенка станет громадной катастрофой.

Единственным объективным критерием для оценки неблагоприятных обстоятельств, возникших в жизни малыша, может быть сочетание факторов: значимость события для ребенка и сила эмоциональной реакции в ответ на это явление.

Психологическая травма детства – это психотравмирующее событие, которое ребенок интерпретирует как жизненно важное. Это те явления, по поводу чего он сильно и длительно переживает. Те обстоятельства, которые лишают душевного спокойствия, психического равновесия и требуют кардинальных изменений в мышлении и поведении.

Исследования, проводимые психологами среди детской и подростковой аудитории, позволяют утверждать, самыми труднопереносимыми событиями для маленькой личности являются:

  • моральное, физическое, сексуальное насилие;
  • смерть близкого родственника;
  • собственная болезнь или заболевание родителей;
  • развод родителей, уход одного из взрослых из семьи;
  • неожиданное нарушение взаимоотношений в семье;
  • внезапное отчуждение родителя от ребенка;
  • предательство, обман, несправедливость со стороны родственников, авторитетных взрослых и друзей;
  • разочарование, неудовлетворенность от несбывшихся надежд;
  • воспитание аморальными взрослыми;
  • взросление в асоциальной атмосфере, как в семье, так и в коллективе;
  • гиперопека либо недостаток родительского внимания;
  • «колебательная» стратегия воспитания ребенка, отсутствие единого подхода у родителей касательно требований к малышу;
  • ссора с близким другом по его инициативе;
  • ситуация, когда ребенок ощущает себя изгоем общества;
  • конфликт в учебном коллективе;
  • несправедливое отношение, давление со стороны авторитарных учителей;
  • непомерная загруженность ребенка учебной и внешкольной деятельностью.

Существует версия, что детская психотравма – частое следствие неверной стратегии воспитания ребенка. Результат существующих у взрослых неконструктивных жизненных стереотипов, которые передаются потомку «по наследству».

Согласно такой точке зрения, дети перенимают от родителей на подсознательном уровне сформированные директивы касательно правил жизни: как нужно жить, как верно себя вести, как следует реагировать в конкретных ситуациях.

Описано очень много таких негативных установок, которые создают почву для детских психотравм и отравляют жизнь человека в зрелом возрасте. Опишем некоторые из таких навязываемых родителями указаний.

Родители неустанно сообщают потомку о том, сколько трудностей возникло после его рождения. Они приводят доказательства того, сколько сил забирает взросление отпрыска. Следует трактовка ребенка: «Мне лучше умереть, чтобы родители перестали страдать».

Влияние стресса на организм

TutKnow.ru

При стрессе растет уровень психического напряжения, ребенок находится в бодром состоянии. Психика занята сверхконтролем. Это приводит к тому, что различные мелочи вызывают у малыша беспокойство, он постоянно находится на гране нервного срыва.

Стресс становится причиной инсомнии. Проявляется это с беспокойном сне и очень тяжелом засыпании. Память ребенка ухудшается, внимание сложно удержать на одном объекте или рассказе учителя. Стресс мешает работе вегетативной нервной, эндокринной систем и головного мозга.

Надпочечники начинают вырабатывать излишнее количество таких гормонов как адреналин и кортизол. Дети в стрессе очень быстро устают. Мышцы их тела напряжены, особенно аксиальная мускулатура, что приводит к болевым ощущениям.

Стрессы повышают риск сердечно-сосудистых патологий в 4 раза. Они влияют на самоконтроль, ухудшая его. Импульсивное поведение, которое при этом возникает у детей, можно ошибочно принять за нехватку внимания и синдром гиперактивности.

Последствия стресса у детей

Психологические травмы детства значительно замедляют процесс социализации человека. Ребенку становится сложно завести друзей, вступить в новые контакты, адаптироваться к условиям нового коллектива.

С детских лет формируется почва для развития навязчивых страхов, например: социофобии, при которой персона просто боится человеческого сообщества. Травма, полученная в детстве, дает старт к разнообразным депрессивным расстройствам, при которых глобальное чувство собственной виновности разрушает всю жизнь человека.

Дошкольники очень чувствительны к ссорам в семье

Очень частое следствие стрессов, пережитых в юные годы, – обессивно-компульсивные расстройства, когда человеком овладевает какая-то алогичная навязчивая идея, и он предпринимает своеобразные «защитные» действия.

Неразрешенные проблемы детства приводят к формированию аддикций – анормальных пристрастий, в числе которых алкоголизм, наркомания, игромания, компьютерная зависимость. Психологические травмы детства находят отражение в зрелые годы в виде пищевых аномалий: компульсивного переедания или нервной анорексии.

Помимо вышесказанного, справедливо утверждение: все комплексы личности – результат пережитых травм в юном возрасте. Именно в детские годы происходит формирование определенных черт характера, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств достигают размеров акцентуаций и принимают формы разнообразных расстройств личности.

Как уже говорилось, стресс — это закономерная и неизбежная реакция организма, которая в некоторой степени приспосабливает его к новым условиям. Таким образом сам организм пытается выжить. Однако затянувшиеся пребывание в этом состоянии неизбежно будет иметь негативные последствия для всей целостной биологической системы.

Большинство стрессов носит негативный отпечаток. Проявляется это зачастую следующим образом:

  • Возрастает склонность к заболеваниям. Вчетверо повышается риск возникновения сердечно-сосудистых болезней. От 10% до 25% детей при длительном пребывании в стрессовом состоянии страдает обострением хронических заболеваний внутренних органов. Даже у здорового ребенка на нервной почве часто развиваются гастриты и другие проблемы пищеварительной системы. Ослабляется иммунитет, и как следствие повышается риск инфекционных заболеваний.
  • Нарушается сон. Даже после кратковременного стресса может возникнуть, например, бессонница во время подготовки или после сдачи экзаменов. Что касается детей до 5 лет, то у них проявляется состояние частыми подъемами среди ночи, желанием поспать с родителями, а также требованием оставить свет в комнате.
  • Появляются психологические проблемы. Развитие депрессии, повышение риска совершения суицида, что особенно ярко наблюдается у детей подросткового возраста.
  • Проблемы с едой, ее усвоением. Часто у детей, живущих в регулярном стрессе, наблюдается избыточный вес (при повышении аппетита) или, наоборот, катастрофическое его понижения (когда аппетит отсутствует). В первом случае ребенок «заедает» свои проблемы, во втором он находится настолько в подавленном состоянии, что его организм просто отказывается воспринимать пищу.
  • При длительном пребывании в стрессе притупляются реакции организма. Перестают выделяться в достаточном количестве гормоны адреналин и кортизол. В результате ребенок не сможет правильно среагировать в экстремальной ситуации. В более мягком варианте это может выглядеть, как провал на экзамене при полной готовности. В спорте о таком состоянии говорят «перегорел».

Последствия стресса ребенка могут быть и позитивными. Обычно они кратковременные и не наносят столь глубокого ущерба для психики, как негативные.

Природа позаботилась таким образом о выработке защитных реакций на внешние раздражители, что позволяет быстрее адаптироваться. Например, на этом основано закаливание всего организма через обливания. Во время спортивных тренировок стрессовое состояние позволяет выработать необходимые условные рефлексы. Укрепляется психика, появляется возможность быстро принимать решения в экстренных ситуациях.

Позитивный стресс возникает под действием не только страха или шока от смены привычного состояния, но даже при неожиданном положительном событии. Скажем, если к ребенку раньше вернулся отец из командировки.

Важно! После позитивного стресса организм ребенка быстро восстанавливается, и при аналогичной ситуации уже не будет столь бурной реакции.

Профилактика стресса у детей

Учебная нагрузка создает стрессовое напряжение

Адаптироваться организму к различным факторам окружающей среды лучше всего помогут режим дня и адекватный потребностям малыша отдых. Ребенок в зависимости от возраста должен спать определенное количество часов.

Для взрослых норма составляет 8 часов, но она может колебаться в каждом конкретном случае. Профессиональные спортсмены часто спят дольше, их организму требуется дополнительное время на восстановление, по сравнению с организмами среднестатистических людей.

Гигиена сна

Как детям, так и подросткам, и взрослым людям врачи советуют ложиться спать в одной и то же время. Например, приучите малыша, что подъем будет в 8 часов, а «отбой» — в 22 часа. Нельзя ложиться спать слишком рано, это собьет режим и суточные ритмы организма.

Перед сном можно принять прохладный душ. Это не должна быть совсем холодная вода, просто не такая горячая, как, например, в другое время суток. Такая процедура будет способствовать быстрому засыпанию.

Мышцы под душем должны расслабляться, потому при принятии душа рекомендуется прислушиваться к своему телу, регулируя длительность принятия водных процедур и комфортную температуру воды. В вечернее и ночное время нельзя применять контрастный душ, а также холодные или горячие ванны. Они активизируют организм, и будет очень сложно заснуть.

Приучайте ребенка, что на кровати нужно только спать. Играться и читать нужно в других местах. Иначе организму будет тяжело сориентироваться, почему в кровати он должен заснуть, если обычно на этом месте происходят другие интересные вещи.

Следует контролировать, что и сколько ваше ребенок кушает вечером. Тяжелую и жирную пищу в вечернее время нужно исключить. Допустима нежирная рыба, нежирные сорта мяса, овощи, фрукты, творог, цельнозерновой хлеб, но не позже, чем за 3 часа до сна.

Компьютерные игры (как и игры на смартфонах и т.п.) активизируют нервную систему. Потому ближе к вечеру (именно вечером, а не перед самым отходом ко сну) нужно перейти на спокойные игры, чтение, разговоры, просмотры телепередач про природу.

Физическая нагрузка должна присутствовать в жизни ребенка, но все упражнения и танцы нужно закончить за 3 часа до сна или раньше. Физические упражнения лучше выполнять утром и днем, они пойдут на пользу и нервной, и мышечной системе, и всему организму в целом. Нагрузка должна быть регулярной. Это повышает выносливость организма и помогает «снять стресс».

Эффективны интервальные тренировки. Это циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, общая длительность которых составляет от получаса до 40 минут. В неделю можно заниматься как 3 раза, так и каждый день.

Нужно смотреть по интересу ребенка и его физической подготовке. Если вы только начинаете физические упражнения любого характера, стартовать нужно с минимальной и редкой нагрузки, постепенно максимизируя частоту и интенсивность.

Детям можно бегать, заниматься спортивной ходьбой (лучше — по пересеченной местности), ездить на велосипеде, на лыжах. Рекомендуются различные виды фитнеса, в том числе аквааэробика. Ребенка можно отдать на танцы.

Предпочтение отдается спортивным танцам, которые развивают внутренний мир малыша, его чувство ритма, умение работать в команде, самодисциплину, а также помогают избавиться от стрессового состояния, расслабив психику и мышцы.

Также рекомендуется плавание в бассейне. Это могут быть тренировки с родителями или групповые занятия с тренером. Также хорошими вариантами физической нагрузки для детей как профилактики стресса являются большой теннис и различные виды борьбы.

Лучше всего чередовать ритмичные виды физических нагрузок с релаксационными практиками, такими как йога, стрейчинг и пилатес. Но это рекомендуется в основном для подростков и взрослых, для детей такие варианты почти не рассматриваются.

https://www.youtube.com/watch?v=mBk7a1ajSFQ{amp}amp;list=PLtAaJkdA8OfZBJXZ7TqQgdyuwiZFrCGbY

Физические нагрузки должны в большинстве своем начинаться с разминки на протяжении 10-15 минут, после чего следует 20-30 минут физической активности интенсивного характера, а далее следует так называемая «заминка», которой завершается тренировка.

Она длится от 10 до 15 минут в среднем. Темп ее не такой активный, как разминки. Кушать детям можно за час-полтора до физических занятий. У детей быстрый метаболизм, потому вариант «покушать за 3 часа до тренировки» не рассматривается.

Методы лечения стресса у ребенка

Определить наличие стрессового состояния может только специалист. Он же и должен назначать лечение стресса детей, которое всегда комплексное. Как правило, первое, что рекомендует врач, — это устранить источник такого состояния.

Нередко параллельно с устранением источника прописываются такие препараты, как настойка валерианы или пустырника, которые оказывают успокаивающее действие. Врач может назначить применение ноотропных препаратов, улучшающих обменные процессы в головном мозге.

Кроме того, применяются массажи воротниковой зоны, электросон, принятие хвойных ванн или ванн с морской солью. В обязательном порядке назначаются витамины (В-комплекс в прерогативе). Настоятельно рекомендуется соблюдение режимов сна, питания, в некоторых случаях диеты, что подразумевает исключение продуктов, провоцирующих возбуждение нервной системы.

Психокоррекция поведения детей, а также взрослых из ближайшего окружения (родителей, опекунов, бабушек, дедушек) проводится под наблюдением психолога.

Обратите внимание! Необходимо помнить, что сложнее снять стресс у ребенка, чем предупредить его возникновение.

Здоровое питание от стресса

На организме негативно отражается плохое качество пищи. В основном те продукты, которые продаются в супермаркетах, нельзя назвать здоровыми. К выбору продуктов питания, особенно для детей, нужно подходить тщательно.

Питание плохой едой снижает устойчивость организма малыша к стрессовым факторам. Пища должна быть богата витаминами и минералами в нужном для организма количестве, это называют сбалансированным питанием.

Если питание несистематично, преобладают полуфабрикаты, блюда из кулинарии супермаркетов, фаст-фуд, то нарушается работа головного мозга, нервной системы, у ребенка становится слишком изменчивое настроение.

На сегодня в организме детей часто не хватает магния. Если вы заметили, что ребенок слишком возбудим, стал беспокойным, раздражительным, быстро устает, находится в подавленном состоянии, стоит сдать анализ на магний, чтобы определить его количество в организме.

Магний является незаменимым микроэлементом. Он регулирует то, насколько клетку вырабатывают и используют энергию. Отвечает за спокойствие нервной системы. Если даже стрессовые факторы незначительны, но в организме наблюдается дефицит магния, ребенок будет находиться в стрессе.

Нехватка магния приводит к тому, что энергия расходуется неэффективно. Воспалительные процессы в организме начинают «активничать», обменные процессы проходят вне нормы, клетки различных систем и органов разрушаются тогда, когда не должны.

Дети с дефицитом магния зачастую весят больше нормы, у них накапливается жировая ткань. Из-за этого они склонны к гипертонии, развивается резистентность к инсулину. Если проблему вовремя не решить, ребенок заполучит такую серьезную проблему как ожирение, а также сахарный диабет и метаболический синдром.

Причиной нехватки магния для организма является в большинстве случаев неправильное питание. Это не только увеличивает стрессы, но и способствуют развитию различных заболеваний. В основном не хватает магния детям, у которых в рационе много поваренной соли.

Она поступает в организм не только с солеными блюдами домашнего приготовления. Важную роль играет «скрытая» соль, которая содержится в большом количестве в полуфабрикатах, колбасных изделиях и пр. В рафинированных продуктах магния нет или находится минимальное его количество.

Магний хуже усваивается также из-за аспартама и глутамата. Это пищевые добавки, которые сегодня есть в подавляющем большинстве блюд фаст-фуда и в полуфабрикатах. Они также выводят магний из организма.

Период с ноября по март характеризуется снижением количества магния в организмах. Еще одна причина нехватки данного элемента: стресс. Чем больше ребенок нервничает и переживает, тем меньше магния у него в крови.

Потребность детских организмов в этом элементе больше, чем взрослых. Это объясняется процессами роста. На 1 кг массы детям нужно примерно 6 мг магния. Малышам до 3 лет нужно от 50 до 150 мг, детям в возрасте от 4 до 6 лет — 200 мг, детям от 7 до 10 лет — 250 мг, а ребенку в возрасте от 11 до 17 лет понадобится 300 мг магния.

Увеличить уровень магния можно так:

  • ввести в рацион зеленые овощи
  • кушать больше фруктов, злаков и круп
  • ввести в рацион продукты с содержанием витамина В6, который помогает магнию усваиваться в организме (это бурый рис, запеченный в кожуре картофель, бананы, гречка и пр.)
  • заменить поваренную соль морской
  • использовать минимальное количество соли при приготовлении блюд

Сегодня для профилактики дефицита магния применяют препарат «Магне В6». Он помогает предотвратить влияние стресса на организм. «Магне В6» помогает магнию усваиваться и попадать должным образом в клетки тканей и органов.

Питьевой раствор Магне B6 врачи назначают пациентам старше 12 месяцев от роду. Магне B6 форте могут принимать дети старше 6 лет. Дозировка препарата может отличаться в каждом индивидуальном случае, потому самолечение и самостоятельная профилактика не рекомендуется.

Если в организме достаточное количество магния, у детей хорошая память, что отражается на их успеваемости. Они находятся в хорошем настроении, чувствуют себя хорошо. Минимизируются проявления вегетативной дисфункции.

Если ребенок страдает от головных болей, также стоит подозревать у него нехватку магния. Часто головные боли спровоцированы стрессом. Часто требуется не только прием одного препарата магния, но комплексная терапия, которая назначается лечащим врачом.

Снятие стресса у детей

Родители должны особым образом общаться с детьми, которые испытали или испытывают стресс. Нужно знать ряд правил и придерживаться их, если вы хотите гармонизировать психическую сферу ребенка. Вы должны знать, что стрессовые факторы у детей не такие, как у взрослых.

Например, двух-, трехлетнего малыша заставляет сильно нервничать тот факт, что вы оставляете его с чужими людьми, собираясь куда-то (няня, знакомые, которые вы попросили присмотреть за ребенком). Для 4-леток стрессом является каждое утро поход в садик (не всегда, но в частых случаях). 11-летняя школьница, которая первый раз собирается на танцы, также испытывает сильный стресс.

То, что для взрослых кажется пустяком, для детей является травмирующим психику фактором. Общаясь с ними, вы должны войти в их положение, мыслить понятиями и ценностями ребенка того возраста. Чтобы войти в систему ценностей ребенка, чтобы лучше понять стрессовые факторы, вспомните свое детство. Что заставляло вас переживать, нервничать, расстраиваться?

Следующее правило: дайте ребенку время на то, чтобы объясниться. Не «наскакивайте» на него с требованиями объяснить, что его беспокоит. Выберите удобное время, например, перед засыпанием, чтобы поговорить по душам. Можете просто слушать, не обязательно говорить самому.

Если ребенок находится в тревожном состоянии из-за ситуации или событий, которые будут ожидать его в будущем, постарайтесь развеять неизвестность. Человек, не зная, чего ему ждать, фантазирует худшее.

Например, если вы готовите ребенка к операции, расскажите последовательность обследований и действий хирурга. Это поможет ему морально подготовиться к предстоящему испытанию и испытывать меньше стресса.

Объясняйте ребенку, когда именно произойдет та или иная ситуация. Для малышей ничего не говорят слова «я вернусь через трое суток». Нужно сказать «мама вернется, когда ты три ночи поспишь, проснешься, а на утро я уже буду с тобой». Так он будет понимать, когда именно вы вернетесь.

Нельзя ожидать от своих чад идеального поведения в школе и исключительно максимальных баллов. Завышенные ожидания и требования родителей являются травмирующим психику малыша фактором, он постоянно пребывает в стрессе, пытаясь угодить маме и папе.

Ребенок будет меньше всего подвержен стрессам, если будет знать, что родители всегда являются его поддержкой и опорой. И не важно, сколько лет вашему малышу: два или 15. Он должен знать, что вы поможете ему в любой ситуации, должен чувствовать поддержку ближайшего окружения.

Самых маленьких детей нужно в буквальном смысле держать за руку. Через телесную поддержку они ощущают и моральную. Нужно поддерживать его словами, например, когда он боится темноты или боится учиться ходить.

Детям можно рассказать о своем жизненном опыте. Расскажите случаи, когда вам пришлось испытывать стресс, и что вам помогло. Опыт обязательно должен быть позитивным. Ребенок должен ощущать, что его проблема типична для всех людей, что он не является исключением.

Поговорите с ребенком о том, как лучше справляться со стрессом. Продемонстрируйте свои методы управления стрессовой ситуацией. Меньше нервничайте перед своим чадом, чтобы он не перенял ваше беспокойство и манеру негативного взгляда на мир и на будущее.

Как мы уже отметили, физическая активность является хорошим средством от стресса. Но дети с плотным графиком больше всего подвержены переживаниям и негативным ожиданиям. Такое бывает, когда родители таскают ребенка по большому количеству секций, от которых, кстати, дети часто не получают удовольствия (потому что родители сами решили, чем малыш будет заниматься и водят его на секции по своему усмотрению).

Никогда не руководствуйтесь логикой «мы заплатили на год вперед за твою музыкальную школу, купили тебе пианино, потому, будь добр, играй и ходи на уроки в музшколу». Доверьте ребенку самостоятельный выбор.

Покажите, какие занятия бывают (танцы, шахматы, лыжи, футбол, борьба, создание изделий из бисера, рисование, чтение), пусть он попробует одно, другое, третье, и выберет сам, что ему больше нравится. Тогда такие занятия помогут снять стресс, а не наоборот.

Нужно укреплять чувство уверенности ребенка в себе. Люди, которые в себе не уверены, рассматривают всё происходящее как препятствие, причем то, которое нельзя преодолеть. Уверенные люди отвечают на вызовы в жизни, пытаясь решить все задачи и достичь целей.

Не всем детям определенные занятия даются с первого раза. У малыша может быть плохая память и внимательность. Но всё это поправимо, просто воспитанию и обучению таких детей нужно уделять больше времени и дарить им всю любовь и ласку.

Нельзя несколько раз напоминать ребенку, если у него что-то не получилось. Например, крайне неправильным будет воспитание, при котором ребенку всю неделю напоминают, что он разбил стакан, накрывая на стол, ругают его за это несколько дней.

Нужно показывать детям, что вы их любите (вне зависимости от их успехов в школе и в секциях). Это защищает психику малыша от стрессов. На самом деле любому человеку независимо от возраста важно знать, что есть люди, которые его любят, ценят и принимают таким, каким он является.

Здоровья вашему ребенку и вам!