Пожилым людям легче решать важные задачи

0
6

Какую роль играет пожилой человек в обществе

Что значит пожилой человек? Сколько надо «пожить», чтобы общество признало тебя пожилым человеком: 60 или 100 лет? На этот вопрос наука и история отвечают конкретно. Со времен Древнего Рима и до средних веков средняя продолжительность жизни была не более 20-25 лет.

До начала XX века она мало изменилась: что в Европе, что в России она едва доходила до 30 лет. За каких-то полвека, а именно к 60-м годам прошлого столетия, продолжительность жизни выросла в 2 раза и достигла уже 60-65 лет, и это не предел.

Пожилой человек в обществе – старейшина, вождь, мудрец – всегда был почитаем. К нему обращались в трудных ситуациях, просили совета. Он был хранителем традиций, наказывал и миловал. Большие семьи сейчас редкость, резкое увеличение продолжительности жизни, развитая медицина, массовые миграции в города с разрывом родственных связей сделали свое дело.

Стремительное развитие технических средств заменило живое семейное общение. Прогрессом довольны те, кто за ним успевает, много зарабатывает. Целые поколения оказались не у дел, и в первую очередь это касается пожилых людей.

Только единицы сегодня начинают понимать, как много мы потеряем, если прямо сейчас не обратимся к родным истокам, семейным ценностям, мудрости и бесценному опыту пожилых людей.

Пожилые люди в современном обществе своим трудом, самоотверженностью заслужили право на достойную старость. Она должна быть наполнена смыслом и возможностью самореализации.

С 1990 года во всем мире отмечается День пожилых людей. А вот в Японии с 1966-го года отмечается День почитания пожилых людей. Для кого-то это праздник – День мудрости, день встречи с друзьями и единомышленниками, день приятных слов благодарности, встречи с внуками, день сюрпризов и подарков.

А для кого-то это напоминание о возрасте и повод поворчать о старости. В любом случае, это толчок для окружающих, для общества оглянуться вокруг, повернуться лицом к проблемам пожилых людей, окружить заботой долгожителей. Кого же сегодня можно считается таковыми?

У Организации Объединенных Наций есть точная цифра, это возраст 90 лет.

Таких людей на сегодняшний день по всему миру немало. Известны рекордсмены. Например, жительница Франции Жанна-Луиза Кальман прожила 122 года. Ее рекорд по продолжительности жизни пока не побит, т.к. он документально подтвержден и официально заверен.

Интересно, как она смогла сохранить силы и здоровье до столь преклонных лет? На этот вопрос ответа нет, более того, он не понравился бы сторонникам здорового образа жизни. Известная долгожительница не отказывалась ни от портвейна, ни от сигареты, а курить бросила лишь за пять лет до своей кончины.

Интересен случай, который произошел с Кальман. Будучи 90-летней престарелой дамой, она продала свой дом в 1965 году по принципу обратного заклада. Это значит, что до ее смерти сумма должна выплачиваться частями.

47-летний юрист торжествовал от очевидной выгоды сделки, но в результате в выигрыше оказалась французская долгожительница. Она не только пережила адвоката, покупателя квартиры, но и получала ренту уже от его вдовы.

Есть и совсем фантастические факты, подтвержденные некоторыми источниками. Китайцу Ли Цинъюню приписывают 255 лет, даже предоставляют документы о годах его жизни: с 1677 по 1933 год.

Много долгожителей в Швейцарии, Италии, Франции. Но страной-чемпионом в этом плане является Япония. На одного столетнего человека там приходится 2890 японцев, в России эта цифра значительно скромнее.

Место пожилого человека в современном обществе

Казалось бы, о чем говорить? Пожилой человек в обществе должен быть уважаем и почитаем. Но история развития человечества говорит, что все было не так безупречно. Положение пожилых людей в обществе меняется стремительно, как на аттракционе «Американские горки».

Факты истории неумолимы: положение пожилого человека в разные века, в разные эпохи, в разных странах всегда было неоднозначным. Значит, и влиять на это самое общество для облегчения своего социального положения пожилые люди не могли.

Представьте себе картину с названием «Пожилой человек». У вас получился добрый портрет умиротворенного и счастливого дедушки в окружении детей и внуков? Вы счастливчик. Чаще люди видят замученного проблемами и болезнями дряхлого человека, считающего у кассы копеечки на булку.

Увы, правда неприятна, но положение пожилых людей в современном обществене назовешь благополучным. Чудо, если родные души, дети или внуки, помогут материально, сделают ремонт, подлечат в платной клинике.

Оксюморон «пожилой человек в обществе» не фантастика. Одинокий человек, мимо которого проносится жизнь, – вот реальность. Страшнее всего, когда пожилой человек страдает от одиночества в своей семье. Тогда ему как никому другому нужна поддержка общества.

Читайте материал по теме: Одиночество пожилых людей

Многие пожилые люди очень болезненно переживают выход на пенсию, они не хотят смириться с вынужденным бездельем. Фразы «заслуженный отдых», «отдыхайте, вы это заслужили» означают для них «уходите прочь, без вас обойдемся».

Поэтому выход на пенсию стоит воспринимать как возможность заняться чем-то интересным, на что всегда не хватало времени: внуками, цветочными клумбами, творчеством – от вязания до пения в хоре. Социальная активность пожилых людей для общества неоценима.

Для участия пожилых людей в жизни общества создаются различные профессиональные объединения, клубы, ветеранские организации. В последнее время при университетах громко заявили о себе факультеты «третьего возраста», ведь учиться никогда не поздно.

Цель таких занятий заключается в поддержке пожилых людей с активной жизненной позицией в овладении новыми знаниями. Это поможет им адаптироваться к новой жизни и тем самым повысить ее качество. Ведь и в 60 лет может быть интересно научиться общаться по-английски, познать основы психологии, дизайна, окунуться в краеведение или попытаться разобраться в экономике.

Да, именно в экономике, здесь без аналитического мышления не обойтись. А это свойственно нашим старикам. Новостной портал «Компьюлента» высказал интересную мысль: неизбежное старение мозга человека не приводит к исчезновению каких-то его функций, а перераспределяет нагрузку между его отделами.

Что-то слабеет, а что-то улучшается, в частности, аналитические способности. Вот еще одно из доказательств силы мудрости пожилых. Заявление неголословно: озвучены результаты исследования Техасского университета, подробно все изложено в журнале «Psychological Science».

Из жителей штата Мичиган сформировали три группы по возрасту: 25-40 лет, 41–59 и люди старше 60 лет. Всем участникам, а их было 247 человек, предлагалось высказать свое мнение о социальных проблемах общества государственного значения.

Каково же было изумление экспериментаторов, когда пожилые люди лучше других справились с поставленной задачей. Это объяснимо: пожилые люди в обществе наблюдательны, им понятны устремления и мысли молодых и людей в возрасте.

Именно поэтому они понимают, что все в нашем обществе имеют разные ценности, и пытаются найти компромисс в различных конфликтах социальных групп. Анализируя данные проблемы, пожилые люди пытались найти приемлемое решение не для своей возрастной группы, а для всего общества.

Американские ученые доказали, что отличная способность пожилых к социальным взаимодействиям не зависит от интеллекта, образования или социального статуса. Пожилые люди при решении вышеозначенных проблем опередили участников среднего возраста с соответствующим экономическим образованием.

Отношение к пожилым людям в обществе – это зеркало цивилизованности любого государства. Именно общество в целом отвечает за своих стариков, за их востребованность, материальное положение, социальный статус, психологическое состояние.

Но мнение ученых-геронтологов не радует. Как бы мы ни старались сделать жизнь пожилых людей легче, полноценнее, отношение к ним ухудшается. Почему? Уважение к старости – один из первых нравственных законов жизни.

Но прогресс, развитие общества оборачивается для нас злой шуткой. Отношение к старикам, как к балласту, бытовавшее у примитивных народов-дикарей, к сожалению, возвращается. Мы еще не понимаем, что не сможем обойтись без пожилых людей, общество обеднеет, потеряет стержень.

Читайте материал по теме: Мероприятия для пожилых людей

  • Медико-социальные;

  • Социально-психологические;

  • Проблемы ухудшения качества жизни.

Медико-социальные проблемы связаны с ухудшением здоровья в пожилом возрасте. Согласитесь, это не обязательно, но чаще всего так и происходит. Никто не планирует болеть в пожилом возрасте, но наша стрессовая работа, бесконечная борьба за благосостояние, тревоги о близких и детях, их проблемы дают о себе знать.

В нашем обществе, как правило, пенсионер не может обратиться за качественной медицинской помощью. С одной стороны, старость уже де-факто не считается поводом для медицинской помощи: «Годы! Что ж вы хотите…».

С другой стороны, бесплатная медицина, за редким исключением, не отличается сильной диагностикой, результативным высокотехнологичным оборудованием, а платная нашим пенсионерам часто просто недоступна.

Социально-психологические проблемы пожилых людей в современном обществе мы видим в следующем: после выхода на пенсию многие люди словно попадают в вакуум: жизнь идет, но возле них пусто и глухо. Так происходит не из-за того, что, изменив социальный статус, они оказываются за бортом жизни, не востребованные обществом в своем богатом профессионализме и опыте.

Так получилось, что, кроме работы, пожилые люди не видели ничего, у них изначально не было никаких параллельных увлечений в жизни. Не умея жить без труда, без занятости, которой они посвятили себя, пожилые люди сталкиваются с одиночеством, потому что они за годы службы и друзей растеряли, и не заметили, как выросли собственные дети.

Пожилым людям легче решать важные задачи

Отсюда появляются проблемы в семье, конфликт поколений. Пожилым людям приходится примерять совсем иной образ. Счастливы единицы, а большинство не может смириться с новым статусом «бездельника» и видит в выходе на пенсию конец жизни, крах надежд, несоответствие себя и идеалов молодости. Появляется депрессия, в тяжелых случаях склонность к суициду, чувство черноты и пустоты.

Проблема ухудшения качества жизни объясняется низким материально-финансовым обеспечением пожилых людей. Эта проблема, конечно, характерна не только для нашей страны. Уровень пенсий, которые в современной России, стоит это отметить, выплачиваются вовремя, недостаточен, чтобы обеспечить достойную старость.

Все попытки успеть за инфляцией при помощи индексаций хотя и проводятся постоянно, но не покрывают рост цен. Пожилым людям приходится выбирать, куда после оплаты коммунальных платежей направить оставшиеся средства: на лекарственные нужды или питание.

Пожилые люди в структуре общества и государства

Старение – это естественный природный процесс, закономерность не только развития человека, но и всего социума. Участие пожилых людей в структуре общества и государства – это один из показателей старения общества, он обычно представлен в процентах. Следует заметить, что людьми старшего возраста принято считать лиц 60-65 лет.

  • «Молодым», если доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше составляет 4%;

  • «Зрелым», если доля пожилых людей от 4 до 7%

  • «Старым» – пожилых людей свыше 7%;

  • «Глубоко старым», когда доля пожилых людей уже более 10% от всего общества.

События последних лет, статистика заставляют ломать установленные рамки и требуют внести в таблицы еще одну фазу – глубокой демографической старости. Дело в том, что во многих странах доля пожилых людей в возрасте 60-ти лет и старше давно превысила установленные 10 процентов!

Какова же ситуация в России? Последние исследования подтверждают неблагоприятную демографическую тенденцию. С одной стороны, происходит сокращение численности российского населения, с другой – стремительное его старение.

Если сравнить статистические данные 60-летней давности, то доля пожилых людей в социальной структуре российского общества сегодня увеличилась в три раза, тогда как число детей за этот же период уменьшилось вдвое.

Если принять во внимание классификацию ООН, то Россия принадлежит к категории «старых» государств. И это верно, потому что каждый пятый житель нашей страны относится к пожилым людям, а в некоторых областях пожилое население составляет почти треть.

Пожилой человек в обществе и семье

Статус пожилого человека в обществе неразрывно связан с его положением в семье. Каждый мечтал бы в старости обитать в тихом семейном гнездышке в окружении заботливых детей и внуков. Семья – это то, что остается у пожилого человека после выхода на пенсию.

Радость быть полезным обществу, потребность общения, взаимопомощь – это все жизненно необходимо для поддержания тонуса пожилого человека. Только родные люди могут понять, что силы уже не те, что раньше, болезни настигают все чаще, а энергии не хватает для преодоления прежних нагрузок.

Пожилые нуждаются в особом уходе, специальном питании. Где, как ни в семье, человек преклонных лет может быть полезен и от этого счастлив! Именно здесь фронт его забот, работы, советов, демонстрации своего опыта и мудрости.

Поладит ли старшее поколение и младшее, зависит от каждого, они вместе формируют психологический климат в семье. Только страдать от недоброжелательной домашней атмосферы будут, скорее всего, пожилые люди.

Они сдержанней в проявлении эмоций, с высоты прожитых лет смотрят на ситуацию спокойнее, часто прощая своим родным грубые слова и непонимание. Самочувствие пожилого человека будет лучше, если семья найдет баланс взаимопонимания и терпения, распределит значимые обязанности в семье между бабушками, дедами, внуками и детьми.

Привыкшие трудиться, оказавшись на пенсии, пожилые люди испытывают дискомфорт. Поэтому их активность в семейных делах объяснима и адекватна. Их взрослые дети совершают ошибку, когда не доверяют им простые домашние дела, искренне считая, что родителям пора и отдохнуть.

Либо, напротив, сваливают на пожилого человека массу дел и проблем, считая, что он свободен. Найти золотую середину, чаще интересоваться мнением самих старших членов семьи, дать возможность полноценно участвовать в ведении домашнего хозяйства и в воспитании внуков – все это решит проблему адаптации пожилых в обществе в период старения.

Наш мир цикличен, все повторяется. Внуки видят, с какой заботой и терпением их родители относятся к родным старикам, сами бывают вовлечены в интересный процесс передачи жизненного опыта. Родители, воспитавшие таких детей, не останутся без помощи своих выросших птенцов, когда придет время их старости и болезней.

Человеческое общество с давних времен знакомо с законом жизни: уважай старость. И дело даже не в том, что молодым уже не будешь, а старости не избежать, и высокомерие к пожилым людям вернется бумерангом.

В современном обществе встречается сегодня такое странное потребительское отношение к старикам. Что было потеряно в семье, почему порвалась та нить единения родных душ? Почему мы, старшее и младшее поколения, упрямо не хотим уступить, понять, выслушать друг друга, почему наряду с проблемой одиночества в пожилом возрасте в обществе добавляется пропасть в человеческих отношениях родных людей?

Читайте материал по теме: Досуг пожилых людей

Участие пожилых людей в жизни общества: выдающиеся примеры

Интернет, газеты и журналы с восхищением рассказывают о людях преклонных лет, нашедших себя в творчестве, спорте, искусстве и ведущих интересный и здоровый образ жизни

Игорь Гольдман, 78 лет. Тяжелоатлет, ученый.

Старость для Гольдмана – это отсутствие физической и интеллектуальной работы, конец планов и свершений. С этим он не согласен, поэтому и в 78 лет легко поднимает 130 килограммов на штанге. Не зря же он активно участвует в международных соревнованиях по пауэрлифтингу, имеет звание чемпиона России, ставит мировые рекорды.

Свое образование, а он биолог, применил для разработки индивидуальной системы тренировок. Используя природу и механику движений человеческого организма, Гольдман поставил цель: тренировки должны улучшать результат и защищать тело от травм.

Пожилым людям легче решать важные задачи

Тяжелоатлет с успехом занимается наукой, является директором трансгенбанка Института биологии гена РАН, с коллективом молодых сотрудников работает над созданием трансгенных животных, а это новое слово в современной науке.

Лет десять назад увлекся публицистикой, его статьи можно найти в журнале «Юность». Интересна своими открытиями, воспоминаниями очевидцев его книга «Сталин должен был умереть». Общество ждет от него новых произведений, уже подготовленных к печати.

Егор Мишустин, 88 год. Спортсмен-гиревик. 

Супер-дед, так называют Егора Мишустина те, кто с ним знаком. Живет по принципу «Движение – жизнь! Нельзя опускать руки!» Именно это помогло ему добиться блестящих результатов в гиревом спорте в возрастной группе старше восьмидесяти лет.

Его имя записано в Книге рекордов России, Егор Мишустин может за 2 минуты поднять восьмикилограммовую гирю шестьдесят раз! В 50 лет решил получить высшее образование и узнал, что на спортивное отделение его не примут из-за проблем с сердцем.

Бесплатная неделя проживания в пансионате Осень жизни

Но всю жизнь он занимался спортом, был учителем физкультуры, побеждал в велогонках. Сейчас Мастер спорта международного класса проживает в г. Короча Белгородской области и поддерживает свою спортивную форму, работая инструктором в тире ДОСААФ.

Джон Лоу, 92 года, артист балета.

Мнение уроженца Уитчфорда (Великобритания) Джона Лоу таково: надо найти то, что полностью изменит вашу жизнь. Джону повезло, он нашел балет, вернее, себя в балете. «Мое увлечение заставляет держать спину ровно и обманывать возраст», а он немал – 92 года.

Джон Лоу – ветеран Второй мировой войны, был узником японских военных лагерей. Всю жизнь проработал учителем искусств. А сейчас…танцует балет! Придя в 79-летнем возрасте в танцевальный класс с тайным желанием научиться бить чечетку, он сейчас имеет партию в спектаклях «Каменный цветок» Прокофьева и «Жизнь художника» Штрауса.

Дети и одиннадцать внуков не стали отговаривать старшего Лоу от мечты. Они помогли оборудовать в его доме зал для ежедневных упражнений у станка с условием, что делать обороты на 360 градусов он все-таки не будет. Общество восхищается такими примерами!

Грейс Кук (Grace Cook), 91 год, рок-музыкант.

Многие бабушки, услышав звуки рок-музыки из комнат своих внуков, невольно морщатся. Но только не Грейс Кук! В Англии ее знают, как «чертову бестию с гитарой». Действительно, этой женщине из Лондона уступают многие молодые.

Музыка для Грейс всегда была любимым занятием. Поэтому, когда английский режиссер, работая над фильмом о престарелых, но не унывающих британцах, предложил создать самую возрастную музыкальную группу, не отказалась.

Музыкальный коллектив не претендует на заработки и славу, 80-летние рок-музыканты понимают комичность своих выступлений. Не зря же они взяли название «The Zimmers», одинаковое с фирмой, выпускающей ходунки для пожилых людей.

Как происходит адаптация пожилых людей в обществе

Процесс привыкания к своему возрасту, к новому статусу пожилого человека в обществе часто связан с адаптацией возрастной, когда прожитые годы приводят к глубокому возрастному кризису. Что же вызывает возрастную дезадаптацию?

  • Анализирует прожитую жизнь (сопоставляет мечты, планы и реализацию, с опаской смотрит в будущее);

  • Сталкивается с проблемами здоровья;

  • Прощается с привычным укладом жизни.

В каждой шутке, как известно, есть доля правды. Зачем люди выходят на пенсию? Ответ: чтобы работа болеть не мешала. К сожалению, это правда. Почти каждый пожилой человек сталкивается с хроническими заболеваниями, с осложнениями профессиональных недугов.

Многие неожиданно осознают риск получения инвалидности. Статистика неумолима, и она говорит о 80-ти процентах пожилых людей старше 75 лет, имеющих серьезные отклонения в здоровье. Это нарушает планы, естественный образ жизни, приводит к инвалидности, что в свою очередь оборачивается потрясением и страданиями для такого человека.

Адаптация пожилых людей в современном обществе может проходить безболезненно, если к ней будут готовы и заботливые родственники, и сами будущие пенсионеры. Но вот проблема: большинство из них остается без поддержки, они страдают от одиночества, что делает реабилитацию затянутой и сложной.

Интересно мнение крупнейшего российского учёного в области социальной политики Е.И. Холостовой. Она считает, что к выходу на пенсию нужно готовиться не менее тщательно, чем к другим значимым событиям в жизни.

Все понимают, что, выйдя на пенсию, пожилой человек попадает в стрессовую ситуацию. Адаптироваться в обществе пожилой человек может не сразу. Разрушается прежняя столь привычная жизнь, появляются материальные и психологические трудности.

Пожилой человек в обществе ощущает себя лишним, невостребованным. Страх остаться наедине с собой движет пожилыми людьми, оттягивая срок выхода на пенсию. Социализация в старости действует так же, как профориентация в молодости.

Таким образом, социальная адаптация пожилых людей в обществе должна помочь найти свое место в жизни будущему пенсионеру, определить круг ролей в обществе, которые будут соответствовать новому статусу.

Читайте материал по теме: Клубы для пожилых людей

18 принципов, способных улучшить положение пожилых людей в обществе

по данным демографического комитета, к 2025 году число лиц старше 60 лет возрастет в 7 раз. Старение населения планеты – это доказанная закономерность, и с этим надо считаться. Права пожилых были четко определены в принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», которые были с успехом реализованы уже в 1999 году. Этот памятный год прошел под названием Международный год пожилых людей

Пожилым людям легче решать важные задачи

Были разработаны 18 принципов, которые по своему значению можно разделить на 5 основных групп. Это независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. 

Что же входит в каждое понятие?

  1. Независимость. Нетрудно догадаться, что речь идет о личном выборе, а главное, о доступности для пожилого человека необходимой медицинской помощи, питания, проживания. Это достигается при помощи государства, семьи и самого человека. Каким образом? Если пожилой человек не принял решение о прекращении трудовой деятельности, его нельзя лишить доходов. Он может сам поменять род занятий на более посильный, но в том случае иметь доступ к государственным программам переквалификации, чтобы самому себя поддерживать материально. При потере сил, навыков самообслуживания продумать помощь так, чтобы пожилой человек не покидал насильно свой дом.

  2. Участие. Говорит само за себя: бесценный опыт пожилого человека для общества должен привлекаться на всеобщее благо. Появление массы свободного времени позволит пенсионерам активно включаться в общественную работу. Государству следует прислушиваться к ним, давая возможность создавать свои движения и ассоциации, необходимые обществу.

  3. Уход. В каждой семье, стране свои традиции и понимание ухода и заботы о пожилых. Однако этой сфере нужен контроль и со стороны государства. Одинокие пожилые люди должны быть уверены, что их не оставят в беде и они смогут получить доступные услуги для поддержания своего физического и психического здоровья. В каком бы возрасте, статусе, материальном положении ни находился пожилой человек, он должен иметь возможность обладать и пользоваться всеми правами и свободами человека, включая уважение достоинства, убеждений и права на принятие самостоятельных решений.

  4. Реализация внутреннего потенциала. Выбор вероисповедания, возможностей в области культуры, образования, духовной жизни и, наконец, отдыха – все то, к чему он должен иметь доступ.

  5. Достоинство. Если бы все, изложенное выше, исполнялось безукоризненно, данный пункт был бы просто не нужен. Однако в нашем не всегда справедливом и адекватном обществе нелишним будет правило: пожилой человек – равноправный и полноценный член общества, со своими правами на достойную и безопасную жизнь при отсутствии какой-либо эксплуатации или унижения независимо от национальности, веры, пола, возраста, состояния здоровья и благосостояния.

Эти принципы не могут нравиться лишь тем, кто не понимает, что старость неизбежна для всех. Данный документ направлен на принятие пожилого человека в адекватном, развитом обществе. Помочь ему достигнуть удовлетворительного качества жизни, поддержать и обеспечить условия для полноценной и плодотворной жизни – тоже забота общества.

3.1. Психология менеджмента

Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Большинство исследователей считает, что это время в жизни человека начинается в 60 лет. Некоторые авторы полагают, что у женщин период поздней взрослости начинается в 55, а у мужчин – в 60 лет.

Существуют и другие возрастные классификации. Например, И. Бернсайд с соавторами (1979) разбили этот возраст на четыре подпериода: 60–69 лет – предстарческий; 70–79 – старческий; 80–89 – позднестарческий;

Главной особенностью поздней взрослости является старение – генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными физиологическими и психологическими изменениями (Малкина-Пых, 2004).

В обществе существует стереотипное восприятие старости, с одной стороны, как периода отдыха, с другой – угасания и, может быть, даже полусуществования. Поэтому само словосочетание «развитие в старости» может показаться странным.

Однако поздняя взрослость играет специфическую роль в системе жизненного цикла человека, поскольку только только в этот период можно понять и объяснить жизнь данного человека как целое, ее смысл и ценность для предшествующих и последующих поколений (Ермолаева, 2002).

С точки зрения теории Э. Эриксона, конечной стадией жизненного цикла является психосоциальный конфликт «целостность против отчаяния» (Эриксон, 1996). Основная потребность в этом периоде – убедиться в ценности прожитой жизни.

Человек должен оглянуться назад и пересмотреть свои достижения и неудачи. Соответственно фокус внимания должен сдвинуться от будущего к прошлому. Это становится возможным только тогда, когда успешно завершались предыдущие стадии.

Поздняя взрослость характеризуется достижением новой, завершенной формы эго-идентичности и цельности. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить.

Теория Эриксона позднее была расширена Р. Пеком. По его мнению, для достижения «успешной старости» человек должен решить три основные задачи, охватывающие три измерения его личности.

Во-первых, это дифференциация, то есть трансценденция против поглощенности ролями. В ходе профессиональной деятельности человек поглощен ролью, диктуемой профессией. С выходом на пенсию он должен определить для себя целый набор значимых видов деятельности так, чтобы его время было целиком заполнено.

Если человек определяет себя только в рамках своей работы или семьи, то отсутствие работы и уход из дома взрослых детей вызовут такой прилив отрицательных эмоций, с которыми индивидуум может не справиться.

Во-вторых, это трансценденция тела против поглощенности телом – измерение, имеющее отношение к способности индивидуума избегать чрезмерного сосредоточения на все усиливающихся недомоганиях, болях и физических недугах, которыми сопровождается старение.

По мнению Пека, пожилые люди должны учиться справляться с ухудшением самочувствия, отвлекаться от болезненных ощущений и наслаждаться жизнью прежде всего через человеческие отношения. Это позволит им «шагнуть» за пределы поглощенности своим телом.

В-третьих, это трансценденция Эго против поглощенности. Эго – измерение, имеющее особое важное значение в старости. Пожилые люди должны понимать, что, хотя смерть неизбежна и, возможно, не так уж далека, им будет легче, если они будут сознавать, что они внесли вклад в будущее через воспитание детей, через свои дела и идеи.

Люди не должны предаваться мыслям о смерти (или, как это формулирует Р.Пек, не должны погружаться в «ночь Эго»). Согласно теории Эриксона, люди, которые встречают старость без страха и отчаяния, переступают через близкую перспективу собственной смерти благодаря участию в молодом поколении – наследии, которое их переживет.

Подобно стадиям Эриксона, ни одно из измерений Пека не ограничивается средним возрастом или старостью. Решения, принятые в начале жизни, выступают в качестве строительных блоков, из которых складываются все решения взрослого человека, а люди среднего возраста уже начинают разрешать проблемы грядущей старости (Крайг, 2003).

Вопрос о ведущей деятельности в период поздней взрослости остается открытым для обсуждения и изучения. А. Лидерс (1998) считает, что ведущей деятельностью человека в период поздней взрослости является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути.

Пожилой человек осмысливает не только текущую, но и всю прожитую жизнь. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Для пожилого человека практически исчерпаны возможности серьезных изменений в его жизненном пути, но он может бесконечно много работать со своим жизненным путем внутренне, в идеальном плане.

Н.С. Пряжников (1999) рассмотрел проблему социальной ситуации развития и ведущей деятельности в поздней взрослости, сделав акцент не столько на хронологическом развитии, сколько на социально-психологической специфике каждого из выделенных периодов.

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно с 55 лет до выхода на пенсию) – это прежде всего ожидание, или, в лучшем случае, подготовка к пенсии.

• Ожидание пенсии. Для кого-то пенсия воспринимается как возможность поскорее начать отдыхать, для кого-то – как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией.

• Стремление воспитать, подготовить себе достойную замену на работе.

• Производственный характер основных контактов. При этом в одних случаях коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорее ушел с работы, а сам человек это чувствует; в других – человека не хотят отпускать, и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников.

• Отношения с родственниками. С одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»); с другой стороны, он предчувствует свою скорую «ненужность», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию».

• Стремление успеть сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), оставить о себе добрую память на работе.

• Стремление передать свой опыт ученикам и последователям.

• При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны как продолжение их рода.

• К концу предпенсионного периода (особенно если высока вероятность ухода с работы) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) – это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса.

• Старые контакты с коллегами в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными.

• В основном поддерживаются контакты с близкими людьми и родственниками. Соответственно, с их стороны требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам. Постепенно появляются друзья-пенсионеры или даже другие, более молодые люди – в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться.

• Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

• Прежде всего это поиск себя в новом качестве, проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.).

У пенсионера много времени, и он может позволить себе потратить его на поиск самоопределения методом проб и ошибок (правда, это происходит на фоне ощущения, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается»).

• Для многих пенсионеров первое время на пенсии – это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости.

• Все более усиливающееся стремление поучать или даже стыдить людей более молодого возраста.

• Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь, поделиться своим опытом и переживаниями. Некоторые люди в этот период начинают писать мемуары.

Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус.

• Общение в основном с такими же стариками.

• Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его.

• Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности).

• Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными.

• Досуговое увлечение. Нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»: они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных видах деятельности.

Вопросы для самопроверки

Что изучает предмет возрастной психологии, какие задачи решает?

Что включают в себя понятия индивид, личность, индивидуальность?

Перечислите закономерности психического развития.

Чем характеризуются возрастные кризисы?

Что такое возрастная периодизация жизни человека?

Каковы задачи развития от рождения до дошкольного возраста?

Перечислите психические новообразования человека от рождения до дошкольного возраста.

Понятие возраста, виды возрастов.

Психические новообразования школьного периода жизни.

Задачи развития школьного периода жизни (младший школьный, подростковый, юношеский).

Задачи развития и психические новообразования в период взрослости.

Задачи развития и психические новообразования в пожилом и старческом возрасте.

Особенности диспозиционного подхода к личности.

Концепция кризисного развития Л.С. Выготского.

Особенности формирования «Я-образа» в различные возрастные периоды.

Пожилым людям легче решать важные задачи

Какова роль ведущей деятельности в различные возрастные периоды?

1. Какие способности в управленческой деятельности можно отнести к общим, а какие к специальным?

2. Какова психологическая структура управленческих способностей?

3. Какие цели и задачи стоят перед психологической службой на предприятии?

4. Что понимается под понятием стиль руководства?

5. Перечислите стили руководства и отразите их суть.

6. Какие направления деятельности психолога на производстве?

7. Морадьно-этические принципы работы психолога.

8. В чем заключается процесс управления маркетингом на предприятии?

9. В чем сущность маркетинговой деятельности?

10. Организация маркетинговой деятельности.

11. Что изучает акмеология?

12. Каковы особенности планирования маркетинговой деятельности?

13. Концепции маркетинговой деятельности.

Литература

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1999.

Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., Мысль, 1991.

Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб., Изд-во Михайлова В.А., 1998.

Адлер А. Понять природу человека. СПб., Академический проект, 1997.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические тексты. М.: Педагогика, 1980.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., Питер, 2001.

Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л., ЛГУ, 1968.

Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М., МГУ, 1998.

Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-Центр, 2000.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., Прогресс, 1986.

Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Междунар. пед. академия. 1995.

Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб., Питер, 2001.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. СПб., Речь, 2001.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.

Выготский Л.С. Психология. М., Эксмо, 2000.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., Педагогика, 1984.

Выготский Л.Я. Вопросы детской психологии. СПб., Союз, 1997.

Гамезо М.В., Герасимова В.С, Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., Ноосфера, 1999.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., МГУ, 1988.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб., Свет, 1997.

Драгунова Т.В. Подросток. – М., Знание, 1976.

Изард К.Г. Психология эмоций / Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаевой, СПб., Питер, 1999. Квинн В. Прикладная психология. СПб., Питер, 2000.

Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие. – М., Педагогика, 1991.

Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., Просвещение, 1988.

Колесов Д.В. Биология и психология пола. М., МПСИ, 2000.

Кон И.С. Психология старшеклассника М., Просвещение, 1980.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984.

Кон И.С. Открытие «Я». М., Политиздат, 1978.

Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., Просвещение, 1994.

Кон И.С. Ребенок и общество. М., Наука, 1988.

Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. М., МПСИ, 1999.

Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер, 2003.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М.: НО Научный фонд “Первая Исследовательская лаборатория им. Акад. В.А. Мельникова”, 2000.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1998.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, «Выща школа», 1989.

Леонтъев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во МГУ, 1981.

Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Изд-во МГУ, 1971.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., Педагогика, 1983.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.Воронеж, Ин-т практической психологии – МОДЭК, 1997.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика, 1986.

Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., Эксмо-Пресс, 1999.

Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб., Питер, 1998.

Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. – 879 с.

Маслоу А. Мотивация и личность. М., Аспект-Пресс, 1998.

Мид М. Культура и мир детства. М., Наука, 1988.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., Academia, 2003.

Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М., Ин-т практической психологии, 1998.

Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., Просвещение, 1991.

Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., Наука, 1976.

Ниемеля П. Проблемы психологии личности. – М., 1982.

Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М., Российское педагогическое агентство. 1996.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1969.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Пер. с фр. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М., Academia, 2000.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., Питер, 2000.

Райгородский Д.Я. (ред.-сост.). Психология и психоанализ характера. Самара, Бахрах, 1998б.

Реан А.А. (ред.). Психология среднего возраста, старения, смерти. СПб., «Прайм-Еврознак», 2003.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., Питер, 1999.

Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., Медицина, 1970.

Руденский Е.В. Социально-психологические деформации личности учителя // Мир психологии. 1992, № 2.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., «Школьная пресса», 2000.

Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М., Ин-т социальной работы, 1997.

Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – М. – Воронеж, Изд-во Ин-та практической психологии – МОДЭК, 1998.

Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., Академия, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999.

Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., Прогресс, 1982.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. М., Педагогика, 1986.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., Просвещение, 1961.

Уайт Б. Превые три года жизни. М., Педагогика, 1982.

Ухтомский А.А. Собр. соч. Л., Изд-во АН СССР, т. 2, 1951.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., МПСИ, «Флинта», 1999.

Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. Произведений. М., Просвещение, 1989.

Фрейд З: О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., Медицина, 1991.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., Республика, 1994.

Фромм Э. Иметь или быть? / Пер. с англ. / Под ред. В. И. Добренькова, М., Прогресс, 1990.

Фромм Э. Человек для себя: Исследование психологических проблем этики / Пер. с англ. Л. А. Чернышевой. Мн., Коллегиум, 1992.

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., КСП , 1997.

Хорни К. Наши внутренние конфликты.

Конструктивная теория невроза / Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., Юрист, 1995.

Хорни К. О психологии женщины / Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., Юрист, 1995а.

Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., Академия, 2002.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., Питер, 1997.

Шибутани Т. Социальная психология. М. – Ростов-на-Дону, Аст – Феникс, 1999.

Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., Ювента, 1999.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М., Тривола, 1994.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М., Педагогика, 1960.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Педагогика. 1989.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. – Воронеж, Ин-т практической психологии – МОДЭК, 1995.

Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. М., 1970.

Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб., Речь, 2000.

Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности // Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара, Бахрах, 1996.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Ренессанс, 1991.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., Прогресс – Универс, 1993.

Юнг К.Г. Психологические типы. // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., ЧеРо, 2000.

Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. М., 1981.

Литература

Абчук В.А. Азбука маркетинга – СПб: Изд-во «Союз», 1998.

Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Издательство «Питер», 1999.

Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов; Под общей ред. Багиева Г.Л. – М.: Издательство «Экономика», 1999.

Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М, 1997.

Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков М.: Русская Деловая Литература, 1999.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. М., 1988.

Бранский В.П. Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеолгия. СПб., 2002.

Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Издательство «Финпресс», 1999.

Грузинов В.П. Схема маркетинговой деятельности. – М.: «Инфра-М», 1998.

Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеологиянаука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.

Деркач А.А. Акмеология. М.: Издательство РАГС, 2002.

Дружинин В.Н.Психология общих способностей. М., 1995.

Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1997.

Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.Экономика, 1990.

Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология., СПб., 2003.

Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.

Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2005.

Карпов А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности. М., 1991.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент – СПб: Питер Ком,1998.

Котлер Ф. Основы маркетинга. М: «Прогресс», 1991.

Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д.,

Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. К.; М.; Спб.: Издат. дом «Вильямс», 1998.

Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993.

Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии., СПб., 2002.

Кузьмина Н.В. Проблемы акмеологических наук. СПб., 1990.

Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты: общение в работе руководителя. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М, 1996.

Машутов Н.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность. Л., 1975.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.,1985. 319 с.

3.1. Психология менеджмента

• Для части пожилых людей в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о завещании.

Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

• В основном – общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (на стационарном лечении или в доме престарелых).

• Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями.

• Стремление осмыслить, часто – приукрасить свою жизнь. Человек как бы цепляется за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то хорошее, значимое, достойное и этим доказать себе и окружающим: «Я жил не зря» или покаяться в чем-то недостойном.

Долгожительство при относительно хорошем здоровье (старше 75-80-и лет).

• Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель – символ будущей долгой жизни для других членов семьи.

• У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые. Поскольку долгожитель – явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации, поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

• Достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Формы проявления активности зависят от индивидуальных особенностей данного человека. Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство здоровья (или «чувство жизни»).

С одной стороны, в поздней взрослости очень важно осознать необходимость работы по завершению того, что может быть завершено, а с другой – ощутить границы возможного и принять несовершенство как самого себя, так и окружающего мира.

Из этого положения вытекает важнейшая задача старости – выполнение тех жизненных заданий (семейных или социальных функций), которые не выполнялись или недостаточно хорошо выполнялись в течение предыдущей жизни (Слободчиков, 2000).

Самой трудной задачей этого периода можно назвать осуществление внутренней работы в системе жизнь-смерть. Старение выступает связующим механизмом жизни и смерти (Новик, 1992). Пожилой человек ощущает присутствие близкой смерти, и переживание этого присутствия носит глубоко личный характер, вносит свой вклад в ощущение одиночества стариков.

Действительно, часто одиночество в старости вызвано не объективным отсутствием близких людей, а невозможностью разделить с ними присутствие в своем сознании скорого ухода из жизни. У многих обостряется страх смерти, что проявляется либо в категорическом избегании пожилыми людьми темы смерти, либо в постоянном обращении к ней в форме «скорей бы умереть, уже надоело жить» и т. п.

Можно предположить, что именно старость должна нарушить имеющийся у человека стереотип отрицания смерти, т. е. стремление жить так, как будто будешь жить вечно. Как отмечала Дж. Рейнуотер (1992), когда человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой.

Таким образом, период поздней взрослости является итогом всего жизненного пути человека. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что приводит к нарастанию противоречий в развитии различных подструктур в психике человека.

Наряду с инволюционными процессами на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные проявления пожилого и старческого возраста.

Активному долголетию способствует много факторов. Из психологических ведущими можно считать развитие пожилого человека как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности (Гамезо и др., 1999).

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффективных реакций, склонность к беспричинной грусти, слезливости.

У большинства пожилых людей появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями. Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе проявлять черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и властными.

Одним из наиболее распространенных переживаний является старческая озабоченность. Хроническая озабоченность играет роль своеобразной готовности к фрустрации, поэтому помогает избежать сильных эмоциональных всплесков в действительно критических ситуациях (Ермолаева, 2002).

В качестве защитного механизма можно рассматривать также эмоциональное отстранение, внешне проявляемое как безразличие. О таком человеке родные говорят: он слышит и видит только то, что хочет. Но эмоциональное отстранение помогает избежать глубоких страданий, которыми особенно насыщена старость, в том числе таких, как смерть близких людей.

Помимо активного использования тех или иных защитных механизмов, типичным для поздней взрослости является возрастно-ситуационная депрессия – равномерное и стойкое понижение настроения. Субъективно оно переживается как чувство пустоты, ненужности, неинтересности всего происходящего, остро негативного восприятия собственного будущего.

Человек все чаще пребывает в подавленном, грустном настроении без наличия для этого объективных оснований. Возрастают обидчивость и тревожная мнительность, а отрицательные эмоциональные реакции на те или иные неприятности становятся довольно затяжными (Хухлаева, 2002).

При этом самому пожилому человеку это состояние кажется нормальным, поэтому всякая помощь отвергается. Содержанием возрастно-ситуационной депрессии является непринятие собственного старения, а основным травмирующим фактором – собственный возраст.

Ипохондрическая фиксация на болезненных ощущениях. Человек постоянно прислушивается к болезненным симптомам, живо обсуждает их с окружающими. Возможно сверхценное отношение к медицинским препаратам и способам лечения.

При этом выбранному способу оздоровления может отводиться основное содержание психической жизни. В какой-то степени это тоже является защитным механизмом, поскольку позволяет человеку, рассматривая болезнь, не видеть собственную старость.

Действительно, описывая свое состояние, люди стремятся всячески подчеркнуть несхожесть своих симптомов со старческими проявлениями: ведь болезнь может иметь обратное течение, т. е. подразумевает выздоровление.

Идеи о притеснении. Отношение окружающих представляется несправедливым. Человеку кажется, что все вокруг его притесняют – морально и физически. Основное чувство – это обида, а мысль – «от меня все хотят избавиться».

Тенденция к вымыслам, свидетельствующим о своей особой значимости. Здесь пожилой человек стремится рассказывать действительные эпизоды из своей жизни с преувеличением своего в них участия или целиком выдумывает их.

Если старческое беспокойство, эмоциональное отстранение и в какой-то степени депрессия выполняют своеобразные защитные функции, то чувство ненужности способствует как психологическому, так и биологическому увяданию.

Ему часто сопутствует чувство незащищенности. К сожалению, эти чувства типичны для пожилых людей, но часто они не соответствуют реальной жизненной ситуации человека. Он может иметь вполне заботливых родственников, жить вместе с ними, приносить им ту или иную реальную пользу, но все равно остро испытывать чувство ненужности.

«Я нужен – значит я существую». С выходом на пенсию уменьшается количество способов быть нужным из-за снижения материального достатка, физических сил, и это может восприниматься как угроза целостности «Я» человека. Как можно заметить, оба источника взаимосвязаны.

По некоторым данным (Петровская, 1996), уровень страхов в поздней взрослости повышается потому, что, с одной стороны, они накапливаются в течение жизни, с другой – угрозу представляет приближение конца.

3.4. Акмеология

3.4. Акмеология

Акмеология (от аkme – в переводе с древнегреческого – высшая точка, острие, расцвет, зрелость, лучшая пора и логия – от греческого lоgos – учение), наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной зрелости.

Понятие «акмеология» ввел в научный оборот ввёл Н.А. Рыбников (1928), обозначая им возрастную психологию зрелости или взрослости. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым («Человек как предмет познания», 1969) и развиты А.А. Бодалёвым («Акмеология как учебная и научная дисциплина», М., 1993) и др.

Основная область исследований акмеологии связана с изучением профессионализма как высшей ступени развития человека. Объект акмеологии – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и другой деятельности людей.

Предмет акмеологии – объективные (качество полученного воспитания и образования) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объёмом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею, – с другой.

Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности.

Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности. Важнейшей задачей акмеологии является разработка методического инструментария, помогающего организовать условия для оптимального достижения людьми ступеней профессионализма во всех сферах человеческой деятельности, для проявления ими своих социально значимых и творческих качеств.

Акмеология исследует целостного человека как субъекта межличностного общения, творческой, учебно-познавательной, профессиональной и управленческой деятельности и факторы, содействующие или препятствующие достижению вершин социального успеха и профессионального мастерства.

Акмеология как наука делится на классическую акмеологию, фундаментальную (базовую) акмеологию и прикладную (отраслевую) акмеологию (классификация Н.В. Кузьминой).

Классическая акмеология, у истоков которой стоят Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, является одним из разделов возрастной психологии наряду с педологией, ювенологией и геронтологией.

Фундаментальная (базовая) акмеология рассматривает человека как целостную систему.

Ее предмет – закономерности, условия, факторы, стимулы самореализации творческих потенциалов зрелых людей на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в созидательной деятельности в новых условиях на протяжении жизни и профессиональной деятельности субъекта.

Фундаментальная (базовая) акмеология – новая междисциплинарная наука, интегрирующая знания философии, психологии, математики, педагогики и других наук, ведущих к вершинам познания и достижения результата в каждой из них.

В психологии предметом исследований были виды деятельности, как игра, учение, труд, (по С.Л. Рубинштейну), а также общение, познание, труд (по Б.Г. Ананьеву), но никогда не рассматривался конечный результат – продукт труда.

В качестве базовых выделяются возрастной, образовательный, профессиональный аспекты акмеологического подхода. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта, ориентированной на развитие своего профессионального мастерства.

В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъектного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный.

Возрастной аспект исследования нацелен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда).

Образовательный аспект – на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект – на определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты.

Креативный аспект – на определение затрачиваемых усилий и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества.

Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим, обеспечивая оптимальное взаимосогласование выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека.

Прикладная (отраслевая) акмеология рассматривает пути достижения результата в конкретных отраслях научного знания, таких как профессиональная, управленческая, политическая, военная акмеология акмеология образования, педагогическая и другие.

Возникновение прикладной акмеологии было обусловлено поиском путей интеграции психологии педагогики и преподаваемой областью специальных знаний, предъявляющей свои требования, как к преподавателям, так и учащимся, их усваивающим.

Акмеология – наука новая, находящаяся в стадии активного становления. Символично, что появление этого термина относится к периоду бурного интеллектуального и социального поиска 1920-х годов, когда возникли такие отрасли научно-практического знания, как эврилогия (П.

Энгельмейер), эргонология (В. Мясищев), рефлексология (В. Бехтерев) и в том числе акмеология (Н. Рыбников). Если социокультурным прототипом возникновения акмеологии было такое течение в русской поэзии начала XX века, как акмеизм (Н. Гумилев, С.

Городецкий, А. Ахматова и др.), то ее естественнонаучной предпосылкой стали исследования Ф. Гальтона и В. Освальда о возрастных закономерностях творческой деятельности и И. Пэрна, изучавшего зависимость ее продуктивности от различных психобиологических факторов.

В целях изучения и анализа акме-форм, успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики.

Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

В настоящий период активно формируются методологические принципы, концептуальные подходы и исследовательские стратегии, разрабатываются практически ориентированные акмеологические технологии, которые призваны встроить акмеологию в систему современных наук и обеспечить внедрение полученного ею знания в социальную практику.

Акмеологическим исследованиям присущи три основные ориентации: естественнонаучная, технологическая и гуманитарная.

Естественнонаучная ориентация выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.

), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе рядов акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.

Гуманитарная ориентация проявляется еще более многообразно. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологи, социологи, педагоги исследовали вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, которые во многом сходны с акмеологической проблематикой.

Однако именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных акме-форм привел сначала к зарождению специфически акмеологической проблематики, а затем к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических технологий и, далее, – к возникновению и оформлению особой науки со своими специфическими предметом и методами.

Технологическая ориентация – это не столько непосредственное взаимодействие с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.), сколько использование присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания.

При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисциплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая направлена на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.).