Любые компьютерные игры плохо влияют на детей

0
32

Что представляет собой геймплей?

Прежде чем определить влияние компьютерных игр на психику подростков, нужно понять, что они из себя представляют.

Компьютерные игры — это прежде всего развлечение, которое предназначено для проведения досуга и познания нового. Каждая забава принадлежит определенному жанру, по которому можно определить влияние компьютерных игр на психику детей.

Они разрабатываются известными студиями, которые вкладывают в них все самое достойное и интересное. Игры могут отличаться между собой еще и графически, представляя свою индивидуальность и уникальность.

Признаки компьютерной зависимости у детей

Родителям кажется, что самое страшное — это наркотическая и алкогольная зависимость. Но в наше время, в ряд с этими видами зависимости, встаёт и компьютерная зависимость у детей. Во-первых, она формируется намного быстрее и незаметнее.

Какие выделяют признаки компьютерной зависимости?

  1. Ребёнок очень взбудоражен после общения с компьютером;
  2. Ждёт продолжения сидения за компьютером как «манны небесной», не может сосредоточиться на других делах;
  3. Вы заметили, у ребёнка нарушилось внимание, в связи с этим резко понизилась школьная успеваемость;
  4. Ребенок потерял «чувство времени», он может сидеть за компьютером дни и ночи;
  5. Все свои деньги готов отдать, лишь бы не отрываться от игр;
  6. Ребенок перестал следить за режимом дня;
  7. Поддерживает свой тонус, употребляя кофе или другие энергетические напитки;
  8. Ребёнок перестал обсуждать различные темы, которые не связаны с компьютером;
  9. Забросил свои увлечения, не хочет ничем заниматься, не откликается на ваши предложения;
  10. Ребёнок перестал общаться с друзьями, одноклассниками, принимать участие в общественной жизни класса, школы;
  11. Сопротивляется, если вы пытаетесь регламентировать время нахождения за компьютером;
  12. Ребенок стал агрессивным и раздражительным, если вы запрещаете сидеть за компьютером.

Рекомендации по избавлению от игровой зависимости

В целом влияние компьютерных игр на психику детей зависит от жанра. Многие родители впадают в истерику или даже ярость, когда видят, что их ребенок играет в «стрелялку», считая геймплей подобного рода агрессивными.

Самым распространенным среди подростков жанром является шутер. То есть игрок стреляет во все, что движется, зарабатывая при этом очки бонуса. Такие забавы могут быть весьма красочными и богатыми спецэффектами, поэтому родителей смущает такой выбор их чада.

Дело в том, что всем нормальным людям необходима разрядка, и если ребенок не желает посещать секции, то единственным для него способом выплеснуть негативную энергию считается игра. Таким образом, его разум будет отдыхать и набираться сил, а не учиться чему-то плохому.

Другое дело, если подросток замкнутый и переживает школьные проблемы по-своему. В таком случае, если выбор пал на агрессивные забавы, стоит обратиться за помощью к специалисту, так как в этом варианте компьютерные игры действительно влияют на психику подростка.

Как компьютерные игры влияют на психику, если это РПГ? Ответ — никак. Забавы этого жанра погружают игрока в полноценную вселенную, где есть возможность самостоятельно создать своего персонажа, выполнять интересные задания и исследовать игровой мир, полный возможностей.

Некоторые игры в жанре РПГ способны даже чему-то научить. Например, студия Ubisoft выпустила серию под названием Assassin’s Creed, в основу которых легли исторические личности и местность. Благодаря подобным продуктам можно узнавать много полезного из истории.

Возможность создавать собственного персонажа по своему усмотрению — идеальный способ воплотить свои фантазии, так как в мире РПГ можно стать магом, эльфом и другими представителями сказочного мира. То же самое касается и способностей — с магической силой можно обрушить всю мощь на врагов, а будучи лучником можно использовать скрытный режим боя.

С другой стороны, такие игры способны затянуть человека на долгие часы, так как зачастую сюжетная сторона является очень интересной и познавательной.

  1. Важно найти причину зависимости.
  2. Многие психологи лечат следствие проблемы, не понимая что это бесполезно. Необходимо понять ребенка, что именно заставило его отказаться от общения со сверстниками и переключиться в виртуальный мир.

    Нельзя бороться с зависимостью от игр полным запретом компьютера. Это не даст желаемого результата, а только ухудшит ситуацию. Ребенок станет замкнутым, будет искать другие способы поиграть (например в компьютерном клубе, у друзей и т. д.).

    Очень часто страдают от игр те дети кому не уделяется внимания со стороны близких. Психологи и психотерапевты советуют проводить так называемую семейную терапию, для того чтобы «переключить» внимание ребенка на другое.

    Рекомендуется организовать совместный отдых на природе, разные турпоходы, разработать физические упражнения, экскурсии , совместное чтение и обсуждение интересной литературы.

    При таком подходе значительно повысится самооценка ребенка, произойдет его социальная адаптация.

  3. Групповые психокоррекционные занятия.
  4. Специалисты советуют проводить специальные встречи детей страдающих такими же проблемами, создавая при этом гармонию и уют. Важно создать атмосферу, при которой ребенку захочется поделиться с окружающими своими проблемами и переживаниями. Эта задача стоит перед психологом, который проводит занятия.

  5. Использование специальных программ.
  6. Было разработано специальное программное обеспечение, которое не дает возможности игроку играть в игру большой промежуток времени. После того, как лимит времени заканчивается — происходит автоматическое выключение компьютера или запрет на продолжение игры, уменьшение скорости интернета и так далее (например программа Nighttime Shutdown).

    К сожалению, этот метод не сможет решить проблему зависимости. Его можно рассматривать как один из инструментов борьбы с игроманией.

  7. Ограничить время игры.
  8. Этот совет можно использовать для младшей возрастной группы детей, так как подростки все равно будут находить способ поиграть.

    Идеальный вариант: время игры для детей 7 — ми лет до 10 минут/день, 11 лет — 20 минут/день, старшекласники — 30 минут/день. Максимум разрешается 1 час в день.

  9. Контролировать расстояние.
  10. Для персональных компьютеров рекомендуется расстояние от монитора до уровня глаз 40 сантиметров.

  11. Должен поступать свежий воздух.
  12. Важно в детской комнате проводить влажную уборку, постоянно проветривать. Рекомендуется размещать комнатные растения.

    Свежий воздух способствует улучшению кровообращения головного мозга, что очень важно при долгой игре за компьютером.

  13. Фильтровать содержание игр.
  14. Важно детально изучить описание компьютерной игры прежде чем разрешать играть в нее ребенку. Следует отменить жестокие, азартные, игры с насилием или распущенностью.

  15. Не нарушать биоритмы.
  16. Очень важно, чтобы ребенок не нарушал биоритмы. Нельзя играть перед тем как ложиться спать, после приема пищи или ночью.

Выводы

Именно родители должны помочь ребенку в поиске и устранению причины компьютерной зависимости. Важно понять внутренний мир ребенка, узнать что именно заставило его проводить больше времени за компьютером.

Вашему вниманию предлагаю интересное интервью с психотерапевтом Кульгавчуком Е.А. . Он расскажет о интернет зависимости, какие есть симптомы, как определить ее. Приятного просмотра.

Влияние на детское здоровье

Родителям необходимо знать, как влияет компьютерная зависимость у детей на организм.

Влияние на зрение

Глаза всегда напряжены, развивается близорукость, сухость, ощущение песка в глазах. Возникают внешние проявления – глаза краснеют и припухают. Постоянное воздействие компьютерного экрана отнимает у ребёнка зрение, ему приходиться выписывать очки уже в начальной школе.

Чрезмерное напряжение спины при сидении за компьютером не позволяет позвоночнику правильно держать форму, поэтому он искривляется, развиваются шейный хондроз и сутулость. Следствие этого — боли в шейной части и в спине. Из-за нарушения кровообращения мозга при шейном хондрозе начинает болеть голова.

Путем познания окружающего мира у малыша развивается восприятие, речь, внимание, память, речь, воображение, тактильные ощущения, двигательная активность — все психические и физические процессы. Они крайне необходимы для его полноценного развития.

Когда же ребенок знакомиться с новым миром через компьютер, он лишен многих радостей познания, общения со сверстниками.

Малыш не имеет возможности узнать, что происходит вокруг него, путем собственных открытий.

Он знает лишь тот мир, который «преподносит» ему компьютер, понятный и предсказуемый, в котором, не напрягаясь, по щелчку, можно получить практически всё. Поэтому мир там, в компьютере, становится более реальным, чем тот, в котором он находится.

При долгом нахождении за компьютером, снижается иммунитет ребёнка, от кислородного голодания страдает головной мозг, сердечно-сосудистая система. Сидячий образ жизни влияет на суставы, мышечную систему.

Из-за неправильного обмена веществ могут развиться ожирение, сахарный диабет, сбои в гормональной системе. Все эти нарушения, недостаточное время на отдых и сон, хроническая усталость, переутомление являются причинами того, что весь организм приходит в состояние полного истощения.

При компьютерной зависимости у детей появляется повышенная возбудимость, резкая смена настроения, немотивированная агрессия при попытке отнять «любимую игрушку» — компьютер.

Играя в игры, подросток теряет чувство реальности, они для него становятся той реальностью, в которой он может действовать безнаказанно. Особенно это ярко проявляется в подростковом периоде, когда подросток ищет себя, строит отношения с противоположным полом и сверстниками.

Любая неудача, критика может отвернуть подростка от реальности, погрузить его в нереальный мир, где его понимают и принимают. Из-за искажения восприятия действительности дети не способны усваивать социальные роли, происходит нарушение социализации.

Многие считают, что для саморазвития и расширения кругозора, нельзя обойтись без компьютера. Существует много развивающих программ для детей, но чаще всего родители ещё в раннем возрасте формируют привычку не развиваться, а развлекать себя, играя в компьютерные игры.

Книги, энциклопедии, научно-популярные фильмы, поисковая деятельность — вот что является лучшим источником расширения кругозора, а компьютерные игры должны играть роль дополнительного средства изучения окружающего мира.

Ребенок за компьютером

Общение в интернете ведёт к трудностям в действительности, так как подросток не может завести знакомства, не может рассказать о своих проблемах, сторонясь насмешек от сверстников и порицания от взрослых. А там, на просторах интернета, он может не бояться быть свободным, может говорить на разные темы.

Постепенно у ребенка появляется уверенность, что истинные друзья и настоящее общение там, а тут – жалкая имитация. Результат ясен — уход от общения с реальными людьми.

Играя в ту или иную игру на компьютере, подросток воспринимает мир с позиции героя, который находится по ту сторону экрана. Он полностью «выпадает» из реальной действительности, сюжеты игр автоматически переходят в жизнь, которая находится вокруг него.

Поэтому влияние компьютера на детей очевидно. Они начинают путаться в реальном и несуществующем мире, замыкаются в себе, становятся эмоционально холодными, отстраненными, не способными отвечать за свои поступки, общаться с взрослыми и своими сверстниками.

Проводя много времени за компьютерными играми, дети не могут понять своих родителей, которые мешают им достигать все больших и больших высот в игре. Родители, обнаружив у своих детей зависимость от компьютерных игр, пытаются отвлечь их любыми способами, иногда не правомерными. Между ними растет пропасть непонимания.

Чем больше родители требуют от детей, не разобравшись в причинах, тем дальше углубляются они в игру, уходя от реальности. Ведь зависимость от компьютера чаще появляется у тех эмоционально неблагополучных ребят, у которых происходят конфликты в семье или в школе.

С какого возраста можно играть на компьютере

Многие родители задают вопросы, с какого возраста можно приучать детей к компьютеру. Надо сразу придерживаться правил. Самое главное, чтобы требования соблюдались обоими родителями.

Сидеть за компьютером разрешается ребенку строго по времени.

  1. Детям до 3-ех лет гаджеты вообще противопоказаны.
  2. Малышам 3-его и 4-ого года жизни уже можно заниматься с развивающими программами, но не более 40-45 минут в день.
  3. 5-7 летним детям можно разрешить пользоваться компьютером чуть больше 1-ого часа- 1 час 15 минут.
  4. Детям 7-9 лет – 1,5 часа, а с 10- летним – не более 2-ух часов в день.

Нельзя забывать главное правило — через 20 минут делать паузы по 20-30 секунд. Это также является профилактикой близорукости. Когда наступает пауза, не надо сидеть на месте, а надо походить по комнате, посмотреть вдаль, желательно на что-то зелёное, например, листву деревьев.

Симулятор жизни

Действительно ли компьютерные игры влияют на психику детей, если это симулятор жизни? Скорее всего, даже наоборот. Как показывает практика, дети способны воплощать жизненные проблемы через геймплей. Одна из таких ситуаций была приведена в пример психологами.

Ребенок, тяжело переживающий развод родителей, решает создать в симуляторе жизни семью, аналогичную своей, но без развода. То есть семья все еще вместе и живет счастливо. Такие ситуации могут как помочь подростку, так и спровоцировать замкнутое состояние.

С другой стороны, симулятор жизни учит ответственности и демонстрирует реакцию персонажей на действия игрока, а также социальную жизнь.

Выбор компьютерных игр

При выборе компьютерных игр каждый родитель должен улавливать тонкую грань между вредом и пользой компьютерных игр. Поэтому, выбирать и покупать компьютерные игры надо не только по внешней упаковке. И не предоставлять полную свободу выбора самим детям.

Просто вместе с ребенком купить, потом вместе с ребенком ознакомиться с игрой, а затем уже дать возможность ребенку поиграть в неё. Так вы обезопасите ребенка от ненужной негативной информации и будете точно знать, в какие игры играет ваш ребенок.

Нельзя забывать об индивидуальных особенностях своего ребенка. Если ваш ребенок чересчур восприимчивый, то он может перенести увиденные события в реальный мир. Это может отозваться агрессивными реакциями в отношениях с окружающими людьми, кошмарами по ночам, замкнутостью.

Предпочтение надо отдавать играм, которые развивают ребенка, учат его добру, хорошим манерам, прививают социально значимые умения и навыки. Предварительно обсудите с малышом игру, порассуждайте, для чего нужна та или иная игра, почему в неё полезно поиграть.

Так вы дадите понять своему ребенку, что вам не все равно, как он проводит свободное время, вам тоже интересен его внутренний мир. Занимаясь одним делом, вы будете на «одной волне» с ребенком. Это придаст вашему ребенку уверенности, что он нужен родителям.

Чтобы быть до конца уверенным в том, что смотрит ваш ребенок, в какие игры играет, а также ограничить время провождения за компьютером, необходима установка специальных сетевых фильтров и специализированного программного обеспечения. Оно позволит вести контроль и регламентировать сидение ребенка за компьютером.

Стратегия

Стратегия, или «песочница», показывает игрокам, как заниматься строительством одного дома или целого города. Есть стратегии, которые тесно связаны с течением истории — такие как «Цивилизация».

Начинается она в примитивном доисторическом времени, а по ходу дела игроку предстоит самостоятельно развивать свою цивилизацию, налаживая отношения между государствами и занимаясь развитием. В этом случае влияние на психику ребенка абсолютно исключено, так как ему предоставляется возможность не разрушать, а создавать, проявляя при этом фантазию.

Нередко и взрослого человека может заинтересовать такого жанра игра, поэтому не стоит категорично относиться к выбору ребенка.

Профилактика вреда от компьютера

На здоровье влияют ещё несколько факторов, о которых тоже надо упомянуть:

  • мерцание монитора;
  • электромагнитное излучение компьютера и телефона;
  • шум, исходящий от системы охлаждения;
  • микроклимат помещения;
  • напряженность позы.

Вред от компьютера очевиден, но мы живем в век всеобщей компьютеризации. Никуда нам от них не деться. Нам нужны компьютеры на работе, детям — в учебе. Всё чаще школьникам задают задания, тесты, тренировочные упражнения, которые они могут выполнить лишь на компьютерах. Поэтому польза компьютера тоже видна.

Чтобы ощутить пользу, а не вред компьютера, надо соблюдать гигиенические и другие требования работы с ним:

  1. Организация рабочего места для ребенка, которое предусматривает наличие специального стола и удобного стула.
  2. Правильное положение туловища: спина ровная, локти и колени находятся под углом 90°.
  3. Расстояние от глаз до монитора около 70 см.
  4. Оснащение электроприборами для хорошего освещения.
  5. Проветривание и влажная уборка помещения.
  6. Выбор и установка на ПК только той продукции, что вы сами посмотрели.
  7. Установка специального программного обеспечения для родительского контроля, чтобы была возможность посмотреть, на какие сайты заглядывает малыш, в какие игры играет, с кем переписывается в чатах.

Чтобы правильно организовать взаимодействие своего ребенка с компьютером, необходимо сразу проговорить основные моменты с ним:

  1. Садиться за монитор только тогда, когда сделаны все домашние задания.
  2. Не разрешать ребенку открывать почту и писать письма неизвестным людям.
  3. Научить выполнять упражнения для глаз при работе на компьютере.
  4. Не сидеть бесконтрольно и безвременно за ПК.
  5. Проводить гимнастику для позвоночника для профилактики сколиоза.
  6. Не допускать, чтобы ребенок оставался один на один с компьютером.
  7. Учить самоконтролю, во время отдыхать, выполнять физические упражнения.

Отрицательные стороны

Сейчас практически в каждой семье есть хотя бы один компьютер, поэтому использование игр является обычным делом. Только одни родители относятся лояльно к увлечениям ребенка геймплеем, а другие категорически против или сильно ограничивают пребывание за компьютером.

Заметить признаки детской зависимости компьютером можно, если обратить внимание на следующие признаки:

  1. Малыш плохо высыпается.
  2. Разбудить ребенка становится все труднее.
  3. Появились проблемы со зрением (в частности сухость глаз).
  4. Повышенная раздражительность на вопросы об играх.
  5. Нежелание идти на контакт с родителями.

Чем заменить компьютер

Вспомните своё детство, без компьютеров, различных гаджетов. Оно было даже без телевизоров, потому что детских передач особо не было. Оставалось живое общение. Оно было везде — на улице, в кружках, секциях.

Как отвлечь ребенка от компьютера? Как избавиться от компьютерной зависимости у детей?

Отвечая на эти вопросы, вы, взрослые, должны четко понимать и стараться организовать свободное время, досуг малыша так, чтобы не приходилось его выпроваживать насильно от компьютера. Это может быть совместная прогулка на лыжах, велосипедах, поездка на рыбалку, в лес.

Надо предлагать ребенку разноплановые мероприятия, чтобы он имел возможность выбрать то, что ему по душе: спортивные объединения, кружки, музыкальную или художественную школу.

А ещё лучше завести домашнее животное, за которым ваш малыш будет ухаживать, гулять с ним, общаться. Можно дать ребенку трудовые поручения или подобрать полезную работу по дому.

Необходимо поощрять дружбу малыша с другими детьми, приглашать их в гости и отпускать в гости. Это вселит уверенность, что настоящие друзья в реальном, а не виртуальном мире и избавит ребенка от игровой зависимости от компьютерных игр.

Предложите подростку посещать компьютерный класс. Там ему дадут азы компьютерной работы, научат создавать сайты, программы.

Используя накопленный опыт, можно будет серьезно заниматься созданием нового продукта, используя информационные технологии. Одним словом, польза компьютера может с умом использоваться для будущего.

Последствия неправильного подхода

Чтобы выяснить, как влияют компьютерные игры на психику ребенка, нужно понять, что запрет или ограничение не помогут. Ребенку, как и любому другому человеку, требуется снимать напряжение, которое накапливается за время пребывания в школе или секции. Утомляемость — одна из причин плохой успеваемости, поэтому стоит искать подход к этой проблеме.

Конечно, компьютерные игры — не единственный способ устранения усталости, так как можно заняться совместными настольными или подвижными забавами. Однако не у всех взрослых есть время на совместный досуг, поэтому на помощь приходит виртуальная реальность.

Если есть подозрения на счет того, влияют ли компьютерные игры на психику подростка, то стоит обратить внимание на то, во что он играет. При первых признаках жестокости в геймплее не надо тотчас негативно реагировать на этот факт.

Не зря существует поговорка, что запретный плод сладок, поэтому табу или ограничение лишь добавит интереса к компьютерным играм.

Гибкость сознания

В детском и подростковом возрасте психика очень гибкая, и любая информация, позитивная или негативная, воспринимается лояльно. Это происходит потому, что разум ребенка еще недостаточно оформился и моральные ценности не до конца сформированы.

Именно по причине влияния компьютерных игр на психику человека деформируется самосознание детей и травмируется эмоциональная сфера. Злоупотребление способствует также и переутомлению, а реальные межличностные отношения постепенно вытесняются виртуальными.

В подростковом возрасте возникает большая вероятность того, что ребенок не сможет нормально адаптироваться в социальной среде. Бесконтрольное времяпровождение за компьютерными играми может провоцировать замкнутость, а в некоторых случаях — аутичность.

Влияние на психику проявляется в нежелании получать информацию из других источников. Ребенок предпочитает компьютерные игры, стремясь проводить в виртуальном пространстве больше времени.

Чем больше подросток будет проводить времени за компьютерными играми, тем выше будет его уровень категоричности и раздражительности. Уровень критического мышления будет падать, уступая место безразличию.

Долговременное пребывание за компьютером напрочь уничтожает воображение ребенка, уступая место стереотипам, навязанными компьютерными играми.

С физической стороны могут начаться проблемы с позвоночником и зрением.

Заключение

Бесконтрольное времяпровождения за компьютером также недопустимо, так как это имеет свои последствия. 1-2 часов в день вполне достаточно, чтобы подросток мог наиграться и не навредил глазам. Также ограничение по времени поможет избежать игровой зависимости в подростковый период и наладить контакт с ребенком.

Идеальным вариантом будет тот, в котором ребенок, придя со школы, сможет сразу занять свое место и поиграть. После этого, когда ребенок отдохнет, можно требовать от него выполнения своих обязанностей.

Если правильно настроить воспитательный процесс, то и ребенок будет доволен, и родители наладят контакт со своим чадом, и влияния компьютерных игр на психику детей не будет.