Об организацонно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации

0
4

Методические рекомендации «Организационно-методическая помощь и поддержка онкологической службы России и задачи работы специалистов разного уровня»

Задачи
онкологической службы исходят из
потребностей практического здравоохранения.

1) учет
онкологических больных и заболеваний;

2) анализ
заболеваемости и смертности от
злокачественных новообразований;

4) анализ
функциональной деятельности онкологических
учреждений;

5) разработка
территориальных программ противораковых
мероприятий;

6) осуществление
методического руководства по организации
и проведению мероприятий по раннему
выявлению злокачественных новообразований;

7) организация
санитарно-просветительной работы по
предупреждению злокачественных
новообразований.

АССОЦИАЦИЯ ОНКОЛОГОВ РОССИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им.П.А.ГЕРЦЕНА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ»Главный внештатныйспециалист-онкологМинздравсоцразвития Россииакадемик РАМНВ.И.Чиссов2011 год

Методические рекомендации посвящены вопросам организационно-методической помощи и поддержки деятельности онкологической службы России и задачам, стоящим перед специалистами-онкологами разного уровня.Методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления здравоохранением, главных врачей и руководителей организационно-методических отделений онкологических диспансеров, специалистов-онкологов, организаторов здравоохранения.

Учреждение-разработчик: ФГУ «МНИОИ им.П.А.Герцена» Минздравсоцразвития РоссииАвторы: О.В.Кривонос, В.И.Чиссов, В.В.Старинский, Л.М.Александрова, Скачкова Е.И.Методические рекомендации рекомендованы и издаются по решению Ассоциации онкологов РоссииОтветственный за издание проф. В.В.

СтаринскийСписок сокращенийРФ — Российская Федерация;ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение;ОД — онкологический диспансер;ЗНО — злокачественные новообразования;ПОК — первичный онкологический кабинет

Введение

В 2010 году онкологическая служба России отметила свое 70-летие. За эти годы произошли значительные изменения в ее организации, деятельности, материально-технической оснащенности. В настоящее время онкологическая служба представляет собой стройную систему лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) с определенными функциями каждого подразделения: первичные онкологические кабинеты, областные, краевые, республиканские онкологические диспансеры (ОД), федеральные медицинские учреждения онкологического и радиологического профиля.

Структура службы и ее задачи регламентированы приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 944н от 3 декабря 2009 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению при онкологических заболеваниях» и N 255н от 20 апреля 2010 года «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями».

В 2010 году в Российской Федерации функционировало 107 ОД, общая коечная мощность которых составляла 28496 коек. Численность врачей-онкологов составляла 6005, радиологов 1854, среднего медицинского персонала — 23410 человек.

Деятельность службы охватывает широкий круг вопросов: выявление возможных канцерогенных факторов окружающей среды, формирование групп повышенного онкологического риска с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, выявление и своевременная уточняющая, а, в ряде случаев, первичная диагностика онкологической патологии, регистрация больных с впервые установленным диагнозом злокачественного новообразования (ЗНО), проведение им специального адекватного лечения с последующим диспансерным наблюдением, включающим комплекс реабилитационных мероприятий.

С целью оказания паллиативной помощи и создания условий для обеспечения оптимального качества жизни онкологическим больным в структуре ОД предусматривается организация отделений паллиативной помощи.В своей деятельности онкологическая служба тесно связана с общей лечебной сетью, которая осуществляет выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, симптоматическое лечение онкологических больных IV клинической группы.

В исключительных случаях, при возникновении острой ситуации, учреждения общей лечебной сети оказывают экстренную хирургическую помощь.Отмечается тенденция к росту показателя активной выявляемости ЗНО при проведении профилактических осмотров, который в 2010 году составил 13,2%.

Одновременно расширяется и сеть смотровых кабинетов. В Российской Федерации в поликлиниках и центральных районных больницах функционировало 4290 смотровых кабинета.Активизация профилактической направленности совместной работы ЛПУ общей лечебной сети и онкологической службы способствовала росту выявляемости больных с ЗНО I-II стадии.

Так, доля больных с I и II стадиями ЗНО среди всех впервые взятых на учет в 2010 году составила 47,8 %, среди взятых на учет по поводу рака шейки матки — 59,8 %, среди взятых на учет по поводу рака молочной железы — 63,6 %.

Вместе с тем, в структуре смертности населения России ЗНО занимают второе место после болезней сердечно-сосудистой системы. Среди умерших в трудоспособном возрасте (15-59 лет) доля умерших от ЗНО в 2010 году достигла 13,5%.

Доля женщин среди всех умерших также велика и составляет 21,9%. что требует повышения внимания медицинских работников к данной категории пациентов.Правительством Российской Федерации в 2008 году было принято решение о выделении в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» отдельного раздела: мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями.

В ходе реализации указанных мероприятий предусмотрено повысить онкологическую настороженность и ответственность врачей первичного контакта: терапевтов, хирургов, гинекологов, оториноларингологов, стоматологов, дерматологов и врачей других специальностей.

Такой подход должен обеспечить более раннее выявление ЗНО, быстрое обследование пациентов на доспециализированном этапе и своевременное направление больных в онкологические медицинские учреждения для уточняющей диагностики и лечения.

Важным компонентом мер в борьбе с онкологическими заболеваниями станет выстраивание системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, включая стандартизацию кадрового и материально-технического обеспечения ЛПУ в соответствии с утвержденным Порядком.

Ожидается, что реализация мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, позволит увеличить процент раннего выявления ЗНО, приведет к снижению инвалидности от онкологических заболеваний создаст условия для равной доступности получения пациентами специализированной помощи независимо от места их проживания.

В 2009 году реализацию мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, были включены 11 регионов (Челябинская, Белгородская, Волгоградская, Калужская, Кировская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Тульская, Тюменская области и Хабаровский край) и два государственных учреждения («Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И.

Бурназяна» ФМБА и ФГУ «Московский научно-исследовательский онкологический институт им.П.А.Герцена» Минздравсоцразвития России). С 2010 года в данный проект включились ещё 9 регионов Российской Федерации (Алтайский край, Республики Башкортостан, Татарстан, Чувашия, а также Ивановская, Липецкая, Новосибирская, Рязанская и Ярославская области) и 3 государственных учреждения (ФГУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» Минздравсоцразвития России, «Северный медицинский центр им.Н.А.

Семашко» ФМБА, «Российский онкологический научный центр им.Н.Н.Блохина» РАМН). В 2011 году мероприятия, направленные на совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями были развернуты еще в 14 регионах (Республики Мордовия, Татарстан, Удмуртия и Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Владимирская, Курская, Мурманская, Нижегородская, Орловская, Свердловская, Тамбовская области) и 2 федеральных государственных учреждениях («Научно-исследовательский институт онкологии им.Н.Н.

Важными условиями реализации мероприятий, направленных на совершенствование онкологической помощи населению, являются организационно-методическое руководство, оценка и анализ качества выполнения задач, поставленных Правительством Российской Федерации перед онкологической службой страны.

В России функционирует многоуровневая вертикаль организационно-методической помощи и поддержки научной и практической профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной деятельности территориальных и муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь населению при онкологических заболеваниях.I уровень (федеральный)

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 283 от 26.11.2004 и последующими его изменениями в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 621 от 05.11.

2008 «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 ноября 2004 года N 283 «О главных внештатных специалистах-экспертах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» методическое руководство деятельности онкологической службы России осуществляет главный внештатный специалист онколог.

Обязанности главного внештатного специалиста Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации определяются на основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и возлагаются на одного из ведущих специалистов-онкологов профильного федерального медицинского учреждения.

Деятельность главного внештатного специалиста осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с положением о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 26.11.2004 N 283 (с внесенными изменениями в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 05.11.

2008 N 621) основными задачами главного специалиста-онколога являются:- участие в разработке стратегии развития онкологии и тактических решений по ее реализации с целью обеспечения современного уровня оказания медицинской помощи;

— участие в разработке нормативно-правовых документов;- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;- участие в организации разработки стандартов медицинской помощи, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских организаций;

— участие в формировании номенклатуры специалистов с высшим, послевузовским, средним медицинским и фармацевтическим образованием, специальностей научных работников по профилю онкология и радиотерапия;

— участие в планировании и организации кадрового обеспечения здравоохранения по профилю онкология и радиотерапия;- участие в выборе приоритетных направлений, организации и координации научных медицинских исследований по онкологии.

Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации из числа главных специалистов онкологов территориального уровня формирует профильную комиссию, состав которой утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Главный внештатный специалист-онколог Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации выносит на согласование в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложения о кандидатурах главных внештатных специалистов-онкологов федеральных округов страны.

Обязанности главного внештатного специалиста-онколога федерального округа возлагаются на одного из высококвалифицированных специалистов-онкологов профильного медицинского учреждения федерального или территориального подчинения, в том числе имеющего статус окружного ОД.

Главный внештатный специалист федерального округа должен иметь большой опыт организационной и практической работы и высшую квалификационную категорию. Его деятельность осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Основными функциональными обязанностями главного внештатного специалиста-онколога федерального округа являются:- экспертная оценка состояния онкологической службы в субъектах федерального округа;- участие в разработке оперативных и стратегических направлений дальнейшего развития онкологической службы с учетом практических и научно-технических достижений;

— участие в разработке нормативно-правовых документов;- участие в организации внедрения современных медицинских и организационных технологий по онкологии;- участие в организации разработки стандартов, протоколов ведения больных с ЗНО и внедрении их в практику работы медицинских учреждений онкологического профиля;

— экспертная оценка организационной и методической работы по совершенствованию онкологической службы и повышению уровня качества лечебно-профилактической помощи в федеральном округе;- экспертная оценка деятельности специализированных медицинских учреждений, оказывающих онкологическую помощь населению федерального округа;

— экспертная оценка кадровой и технической потребности онкологической службы федерального округа;- организационно-методическое руководство работой главных специалистов-онкологов субъектов федерации, входящих в состав подведомственного федерального округа.

Главный специалист-онколог федерального округа обязан не реже 1 раза в год отчитываться о своей работе главному внештатному специалисту-онкологу Министерства здравоохранения и социального развития.II уровень (субъектовый)

Об организацонно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по организационно-методической помощи и поддержке онкологической службы Российской Федерации и задачах работы специалистов разного уровня.

В.И.Скворцова

Введение

Структурные подразделения онкологической службы.

Основным
структурным подразделением онкологической
сети является онкологический
диспансер.
Различают: республиканский, краевой,
областной, городской, межрайонный
онкологические диспансеры, которые
находятся в ведении соответствующего
министерства здравоохранения республики,
областного, краевого и городского
департамента здравоохранения.

Структура
онкологического диспансера определяется
в соответствии с уровнем заболеваемости
населения злокачественными новообразованиями
и структурой онкологической патологии
и утверждается органом управления
здравоохранением субъекта РФ.

Онкологический диспансер является
клинической базой научных и образовательных
учреждений и выполняет функции подготовки
и повышения квалификации кадров
врачей-онкологов, врачей основных
клинических специальностей и средних
медицинских работников.

Основными
направлениями работы онкологического
диспансера являются диагностика и
оказание современной высококвалифицированной
специализированной помощи онкологическим
больным в стационарных и амбулаторных
условиях (уточняющая диагностика,
реабилитация и диспансерное наблюдение)
и своевременное направление онкологических
больных (при недостаточной материальной
базе) в НИИ онкологии, межтерриториальные
специализированные отделения.

1) обеспечение
в полном объеме современной
специализированной стационарной и
поликлинической помощи онкологическим
больным на прикрепленной территории;

2) диспансерное
наблюдение за онкологическими больными;

4) систематический
анализ показателей заболеваемости и
смертности от злокачественных
новообразований на соответствующей
территории.

— ведение
территориального ракового регистра;

— годовое
и перспективное планирование развития
онкологической помощи населению и
проведение противораковых мероприятий;

— изучение
и внедрение в практику передовых форм
организации онкологической службы, в
том числе и зарубежных;

— организация
и проведение симпозиумов, конференций,
семинаров, выставок и т.д. по проблемам,
входящим в компетенцию диспансера.

— дообследование
больных, направленных с подозрением на
злокачественное новообразование
учреждениями общей

лечебной
сети. Стандартные требования к
диагностическим мероприятиям на данном
этапе включают объем, сроки и показатель
качества обследования. Объем обследования
заключается в проведении диагностических
мероприятий, обеспечивающих уточнение
диагноза, определение распространенности
процесса и выработку плана лечения.

Установленный срок обследования — до
10 дней. Показатель качества обследования
характеризует выявление больных I и II
клинических групп; уменьшение
количественных показателей (в %) ошибочных
диагнозов по сравнению с заключительным
диагнозом стационара как в целом по
заболеванию, так и по распространенности
процесса; изменение показателей
запущенности; снижение одногодичной
летальности;

— оказание
в полном объеме квалифицированной
лечебной помощи больным со злокачественными
новообразованиями с использованием
современных медицинских технологий
является одной из важнейших функций
диспансера.

Стандартными требованиями
к лечебным мероприятиям на данном этапе
являются объем и показатель качества
лечения. Объем лечения заключается в
применении в полном объеме лечебных
мероприятий, обеспечении оптимального
воздействия на опухоль с максимальным
щажением функции организма или органа.

Показатель качества лечения характеризует
снижение показателей интра- и
посттерапевтических осложнений,
операционной и больничной летальности;
увеличение 5-летней выживаемости до
уровня ведущих клиник с учетом
распространенности процесса;

— проведение
диспансерного наблюдения за больными
со злокачественными новообразованиями,
оказание консультативной помощи и
восстановительное лечение больных со
злокачественными новообразованиями
после радикального лечения и с местными
постлучевыми повреждениями, осуществление
консультаций врачей и оказание выездной
лечебной помощи больным со злокачественными
новообразованиями в других ЛПУ.

3.
Внедрение в практику онкологических и
других ЛПУ новых медицинских технологий
оказания медицинской помощи онкологическим
больным и больным с предопухолевыми
заболеваниями.

— анализ
эффективности и качества
лечебно-диагностической помощи
онкологическим больным в специализированных
и неспециализированных ЛПУ;

— анализ
обоснованности диагноза злокачественного
новообразования, указываемого в справках
о смерти, выдаваемых медицинскими
работниками.

— обеспечение
прохождения врачами и средними
медицинскими работниками онкологических
учреждений аттестации на получение
квалификационной категории в сроки,
установленные действующими положениями;

— обеспечение
получения сертификата специалиста
врачамионкологами в установленном
порядке.

Онкологические
кабинеты и отделения.

Первичным
звеном в структуре онкологической
службы является онкологический кабинет.

В
соответствии с основными положениями
об онкологическом кабинете
амбулаторно-поликлинического учреждения
(приказ МЗ России ? 276 от 12.09.97 «О мерах
по улучшению организации онкологической
помощи населению Российской Федерации»)
онкологический кабинет или онкологическое
отделение организуется с соблюдением

действующих
штатных нормативов в амбулаторно-поликлиническом
учреждении (подразделении) городской
и сельской местности и является его
структурным подразделением. Штаты
врачебного и среднего медицинского
персонала кабинета устанавливаются в
зависимости от объема медицинской
помощи, но не менее 1 штатной должности
каждой категории медицинских работников.

Врач
онкологического кабинета должен владеть
методами экстренной помощи при осложнениях
опухолевого заболевания и методами
клинического обследования для диагностики
рака.

Онкологический
кабинет (отделение) осуществляет работу
по плану, согласованному с онкологическим
диспансером и утвержденному руководителем
учреждения, в составе которого организован
онкологический кабинет (отделение).

Основными
направлениями работы онкологического
кабинета (отделения) являются организация
ранней диагностики рака, диспансерное
наблюдение за онкологическими больными,
контроль за диспансеризацией и лечением
предрака врачами общей лечебной сети,
оказание медицинской помощи (экстренной
или плановой) онкологическим больным
(по рекомендации онколога), направление
всех выявленных больных или пациентов
с подозрением на онкологическую патологию
в онкологический диспансер.

1) организация
ранней диагностики злокачественных
новообразований;

2) диспансеризация
онкологических больных и лиц с облигатным
предраком и фиброзно-кистозной болезнью
молочных желез;

3) реабилитация
онкологических больных;

4) оказание
медицинской помощи больным со
злокачественными новообразованиями
по рекомендациям онкологических
учреждений.


оказание
консультативной и диагностической
помощи больным со злокачественными
новообразованиями и подозрением на них
и направление при необходимости пациента
в онкологический диспансер. Стандартными
требованиями к диагностическим